Статья

«Стрелка» - пример эффективного государственно-частного партнерства

UEC

Проект внедрения единой транспортной карты, подписанный между Правительством Московской области, «УЭК» и «Мострансавто», стал одним из первых, реализованных в транспортной сфере по модели государственно-частного партнерства.  Уже через полгода после начала реализации он был признан эффективным и рекомендован для тиражирования в других регионах России.

25 ноября 2014 г. был подписан инвестиционный договор о внедрении единой транспортной карты между Правительством Московской области, «УЭК» и «Мострансавто». Тестирование решения производилось весной-летом 2014 г. в Одинцовском районе Московской области. С 25 ноября по 5 декабря 2014 г. было организовано голосование за дизайн и название карты, а 1 февраля 2015 г. единая транспортная карта «Стрелка» заработала на территории целого ряда городов Московской области

Высокий старт

На старте проекта мобильные терминалы по приему карты появились в 5 тыс. автобусов в целом ряде городов Подмосковья. Система оплаты проезда была построена по принципу «чем больше ездишь, тем меньше платишь» – первые 10 поездок стоили по 28 руб., следующие 10 поездок – по 26 руб. и так далее вплоть до 18 рублей за поездку. Приобрести карту можно было в кассах «Мострансавто», у кондуктора или водителя, в салонах «Евросеть». А пополнить на специально созданном интернет-сайте http://strelkacard.ru/, c помощью мобильного приложения, наличными в терминалах «Сбербанка», с помощью электронного кошелька «Яндекс. Деньги», в салонах «Евросеть» и в более 3000 стационарных пунктов пополнения и распространения карты, 250 из которых расположены вблизи остановок общественного транспорта.

За первые 3 дня пассажирам было продано более 2 000 карт. Через 5 дней ее приобрели уже около 6000 человек. Среди лидеров – жители Коломны, Люберец, Химок и Балашихи. К концу февраля 2015 г. по «Стрелке» было совершено более 180 тыс. поездок, владельцами карты стали более 20 тыс. человек. 

С 1 марта 2015 г. появилась возможность использовать карту для проезда на пригородных электричках по всем направлениям железнодорожного сообщения. Одновременно точки продаж и пополнения  «Стрелки» заработали на железнодорожных станциях «Выхино», «Домодедово», «Железнодорожная», «Москва Белорусская», «Москва Казанская», «Москва Киевская», «Москва Курская», «Москва Павелецкая», «Москва Рижская», «Москва Савеловская», «Москва Ярославская», «Мытищи», «Павшино», «Подлипки Дачные», «Пушкино», «Раменское», «Царицыно». 

К середине марта 2015 г. число поездок по ней превысило 435 тыс. «Интеграция «Стрелки» в систему железнодорожного пригородного сообщения позволяет объединить два самых популярных в регионе вида общественного транспорта: автобус и электричку, – рассказывал  президент «УЭК» Алексей Попов. – Мы постоянно работаем над улучшением функционала «Стрелки» с учетом факторов удобства и эффективности. Возможности карты будут продолжать расширяться. С апреля к системе «Стрелки» присоединится большинство частных и государственных перевозчиков региона».

Через 2 месяца после запуска «Стрелки» по ней было совершено уже 1 млн поездок. К проекту начали присоединяться и коммерческие перевозчики в Дзержинском, Протвино, Дубне, Щелково и Серпухове. За первые 2 недели апреля в 90 автобусах 7 коммерческих перевозчиков пассажиры оплатили «Стрелкой» около 2 тыс. поездок на общую сумму 50 тыс. руб. 

К концу мая 2015 г. владельцами карты были уже более 100 тыс. человек, а число оплат превысило 2,5 млн. Лидирующие позиции по использованию карты заняли подмосковные города Коломна, Подольск и Химки. Одновременно более 18 тыс. человек скачали мобильное приложение для iOS, Android и Windows Phone. Для пополнения карты более половины граждан использовали сайт strelkacard.ru, мобильное приложение либо сайты агентов («Сбербанк онлайн»). Стационарными точками пополнения «Стрелки» воспользовалось менее 10% владельцев карты. Около 40% пополнений пришлось на устройства самообслуживания «Сбербанка России».

Полугодовой юбилей

Полугодовой юбилей проект «Стрелка» отметил вместе с 500 тыс. пассажирами, которые совершили более 13 млн поездок. К проекту присоединились 38 коммерческих перевозчиков Подмосковья, в том числе 32, осуществляющих перевозку пассажиров по регулируемым маршрутам и 6 — по нерегулируемым. Количество пользователей мобильного приложения превысило 90 тыс. человек. Сеть пополнения транспортной карты была признана самой широкой и доступной в России. В арсенале проекта более 10 каналов пополнения, таких как интернет-сайт strelkacard.ru, мобильное приложение для iOS, Android и Windows Phone, «Яндекс.Деньги», салоны сотовой связи, устройства самообслуживания «Сбербанка» в Московской области, «Сбербанк Онлайн», терминалы QIWI, «Европлат» и «Киберплат», платежная система WebMoney, 820 отделений «Почты России», мобильный счет «Билайн». 

Основные показатели проекта «Стрелка»  

Дата Общественный транспорт, принимающий карту Точки продаж карты Кол-во реализованных карт Число поездок по карте Точки пополнения карты
01.02.2015 5000 автобусов "Мострансавто" Кассы «Мострансавто», кондуктор/водитель, «Евросеть» Интернет-сайт http://strelkacard.ru/, мобильное приложение, терминалы «Сбербанка», «Яндекс. Деньги», салоны «Евросеть», более 3000 стационарных пунктов пополнения и распространения
03.02.2015 2 тыс
06.02.2015 6 тыс 13 тыс
25.02.2015 20 тыс 180 тыс
01.03.2015 2200 электропоездов по всем направлениям железнодорожного сообщения Железнодорожные станции «Выхино», «Домодедово», «Железнодорожная», «Москва Белорусская», «Москва Казанская», «Москва Киевская», «Москва Курская», «Москва Павелецкая», «Москва Рижская», «Москва Савеловская», «Москва Ярославская», «Мытищи», «Павшино», «Подлипки Дачные», «Пушкино», «Раменское», «Царицыно» 385 тыс
12.03.2015 37 тыс 435 тыс
02.04.2015 90 автобусов 7 коммерческих перевозчиков 55 тыс 1 млн С помощью банковской карты любого банка на сайте www.strelkacard.ru или через мобильное приложение
26.05.2015 100 тыс 2,5 млн
03.06.2015 260 тыс 3,5 млн
02.07.2015 38 коммерческих перевозчиков, в том числе 32, осуществляющих перевозку пассажиров по регулируемым маршрутам и 6 — по нерегулируемым. 500 тыс 13 млн Более 10 каналов – интернет-сайт strelkacard.ru, мобильное приложение для iOS, Android и Windows Phone, "Яндекс.Касса", "Яндекс.Деньги", салоны сотовой связи, устройства самообслуживания «Сбербанка» в Московской области, «Сбербанк Онлайн», терминалы QIWI, «Европлат» и «Киберплат», платежная система WebMoney, 820 отделений "Почты России", мобильный счет "Билайн"
01.08.2015 500 тыс 18,2 млн
01.09.2015 Более 2 тыс. транспортных средствах более 100 коммерческих перевозчиков Более 6 тыс. пунктов: пригородные кассы, кассы и транспортные средства "Мострансавто", салоны «Евросеть», отделения "Почты России" в Московской области 700 тыс 28 млн Более 37 тыс. пунктов пополнения с использованием около 20 каналов связи
01.10.2015 740 тыс 30 млн

Тогда же появилась информация о возможном объединении московской транспортной карты «Тройка» с подмосковной «Стрелкой». «Это объединение выглядит весьма логичным, потому что людям, которым приходится ездить и на московских, и на подмосковных автобусах, приходится иметь две транспортные карты. Это не очень удобно, даже если человек совершает разовую поездку в Подмосковье – ведь разовый билет, как правило, дороже», - рассказал в эфире «Москва FM» руководитель направления «Общественный транспорт» экспертно-аналитического центра Probok.net Александр Чекмарев.

К августу 2015 г. среднее число поездок, совершаемых в автобусах «Мострансавто» по единой транспортной карте «Стрелка», достигло 42% от общего числа. Чаще всего ей пользовались жители Коломны, Клина, Электростали, Каширы, Люберец, Павловского Посада и Химок. Общее число оплаченных поездок достигло 18,2 млн.

В сентябре 2015 г. число коммерческих перевозчиков – участников проекта достигло 100 или 2 тыс. коммерческих транспортных средств. Владельцами карты стали более 700 тыс.  жителей Подмосковья, а число оплат превысило 28 млн. В процессе реализации проекта «УЭК» удалось создать самую широкую и доступную сеть продаж и пополнения ЕТК. Это более 6 тыс. пунктов: пригородные кассы, кассы и транспортные средства «Мострансавто», салоны связи «Евросеть» и отделения «Почты России» в Московской области. Для пополнения карты были созданы более 37 тыс. пунктов с использованием порядка 20 каналов связи.

Экономика и перспективы проекта

Создание единой транспортной карты Московской области стало одним из первых крупных проектов, реализованных в транспортной сфере по модели государственно-частного партнерства. «Инвестиции компании покроют все расходы на создание и функционирование системы за 7 лет реализации проекта, после чего «УЭК» передаст все наработки по нему (включая права на использование торговой марки, патенты, программное обеспечение и другую интеллектуальную собственность) Правительству Московской области», - рассказывают в «УЭК». 

«Масштабный инвестиционный проект транспортной инфраструктуры Подмосковья обеспечит жителям комфортные условия передвижения за счет удобства использования карты и экономии на транспортных расходах», – уверен министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев.

Основные преимущества перехода на «Стрелку» для перевозчиков – увеличение их доходов за счет обеспечения полного учета оплаченного проезда. Кроме того, «Стрелка» дает возможность проводить комплексный анализ маршрутов и отслеживать пассажиропоток в режиме онлайн. Такая работа позволяет правильно и качественно планировать пассажирские перевозки.

В конце сентября 2015 г. проект создания единой транспортной карты Московской области «Стрелка» признан эффективным. По словам Алексея Попова, подобное решение имеет целый ряд преимуществ. «Прежде всего, это увеличение выручки транспортных компаний. Каждая транзакция и каждая поездка регистрируется в системе. Прозрачность данных позволяет пресечь работу недобросовестных перевозчиков, благодаря чему налоги в региональный бюджет будут поступать в полном объёме», – рассказал он участникам Второй межрегиональной конференции «УЭК» «Реализация проектов ЕЦПиБ в субъектах Российский Федерации». 

«До начала реализации проекта «Стрелка» транспортная инфраструктура Подмосковья отличалась разрозненным рынком пассажирских перевозок, отсутствием единой системы общественного транспорта и эффективного контроля оплаты проезда, – согласен с ним Максут Шадаев. – «Стрелка» позволяет регулировать систему общественного транспорта и принимать правильные управленческие решения».  

Неоспоримый успех проекта позволил «УЭК» выступить с предложением о создании к Чемпионату мира по футболу 2018 г. федеральной транспортной карты на базе технологий, отработанных в Подмосковье. «Компания «УЭК» уже имеет большой опыт реализации транспортных проектов в ряде регионов, в том числе в Подмосковье, где внедрена карта «Стрелка», – рассказал  Павел Буяджи, генеральный директор компании «Единая транспортная карта» (дочерняя структура «УЭК» по внедрению «Стрелки») в интервью РИАМО. – При запуске проекта в Подмосковье, нашей задачей было реализовать федеральный стандарт, позволяющий человеку проехать между регионами по одной карте. Особенно актуальна эта тема накануне Чемпионата мира по футболу 2018 г. Используя наш опыт, сделать это будет очень просто. Инфраструктура есть, процессинг единый, достаточно подключить тех или иных перевозчиков, и мы готовы достаточно быстро выйти за пределы Московской области».

Наталья Рудычева/CNews