Статья

Павел Буяджи: «Стрелка» доказала свою эффективность и показала первые результаты

UEC

Год назад компания «УЭК» подписала соглашение с правительством Московской области и государственным перевозчиком «Мострансавто» о внедрении в Подмосковье единой транспортной карты «Стрелка». Проект стал одним из крупнейших, реализованных по модели государственно-частного партнерства. О том, оправдались ли прогнозы инвесторов, в интервью CNews рассказал Павел Буяджи, генеральный директор компании «Единая Транспортная Карта».

CNews: Прошел ровно год со дня подписания трехстороннего инвестиционного соглашения. Расскажите о том, каких результатов удалось добиться?

Павел Буяджи: Действительно, 25 ноября прошлого года было подписано инвестиционное соглашение между правительством Московской области, компанией «Универсальная электронная карта» и самым крупным перевозчиком Подмосковья «Мострансавто». 1 февраля 2015 года мы запустили систему в эксплуатацию. Поэтому, фактически год реализации проекта будет только в следующем году.

За это время мы достигли неплохих результатов. Инвестиционное соглашение, которое мы подписали, рассчитано на 7 лет и имеет свои показатели. По итогам 10 месяцев ряд из их мы уже перевыполнили. Например, это сеть распространения и пополнения карты. На сегодняшний день «Стрелку» можно купить в транспортных средствах и кассах «Мострансавто», в салонах связи «Евросеть», в пригородных ж/д кассах и отделениях «Почты России» в Московской области. Особенно мы гордимся созданной нами сетью пополнения карты – это более 37 тыс. пунктов. Для сравнения, в рамках соглашения на 1 января 2016 года должно быть не менее 6 тыс. пунктов продаж карты «Стрелка». То есть план перевыполнен в 5 раз. Мы также реализовали систему обмена-возврата карты– это 83 кассы «Мострансавто».

Важным показателем является уровень проникновения карты: сколько пассажиров ездят за наличный расчет, а сколько – по карте. На сегодняшний день он составляет почти 56%. То есть более половины жителей Подмосковья оплачивает проезд «Стрелкой». Ее принимают к оплате на всех видах наземного общественного транспорта региона. Это автобусы, трамваи, троллейбусы и частные маршрутки.

В Подмосковье работает 222 транспортные компании, осуществляющие перевозки пассажиров в регионе. И 190 из них на сегодняшний день подключены к системе. Кроме того, сейчас на карту можно записать билет для проезда на пригородных электричках ЦППК и МТ ППК. В настоящее время мы совместно с ж/д компаниями запускаем пилотные проекты по использованию «Стрелки» в качестве электронного кошелька. Это позволит не записывать на нее билет, а просто оплачивать проезд непосредственно возле турникета.

CNews: Сколько карт уже реализовано? Сколько поездок по ним совершается ежедневно?

Павел Буяджи: На сегодняшний день реализовано более 975 тыс. карт «Стрелка». По картам совершено более 56 млн поездок. Мы также подсчитали, сколько удалось сэкономить жителям области благодаря гибкой системе скидок. Она основывается на принципе «больше ездишь – меньше платишь». Со момента старта проекта 1 февраля 2015 года экономия составила порядка p90 млн.

В декабре мы планируем отметить наш второй юбилей – 1 миллион реализованных карт. Это говорит о возрастающей популярности безналичной оплаты проезда среди жителей Подмосковья.

CNews: Сеть пополнения карты «Стрелка» является самой крупной в России. Вы отметили ранее, что это более чем 37 тыс. пунктов. А какие каналы пополнения наиболее востребованы?

Павел Буяджи: Удобство карты для пассажира является одним из важных факторов нашей работы. Мы попытались сделать карту максимально простой в использовании. Так, в работе «Стрелки» реализуется технология удаленного управления картой. То есть пассажир, не выходя из дома, может пополнить баланс с помощью личного кабинета на сайте strelkacard.ru и мобильного приложения. При этом нет необходимости искать специальный терминал для записи денежных средства на карту. Онлайн-ресурсы также позволяют пользователю быть в курсе всех транзакций по «Стрелке», чтобы вовремя отследить остаток денежных средств.

Павел Буяджи: На сегодняшний день реализовано более 975 тыс. карт «Стрелка». По картам совершено более 56 млн поездок

Пополнить карту можно наличными, банковской картой, электронными деньгами, а также с баланса мобильного счета. Так, то по статистике за октябрь более 52% платежей проходит через терминалы QIWI, «Европлат», «Киберплат», устройства самообслуживания «Сбербанка России», интернет-ресурсы банков-агентов (например, «Сбербанк Онлайн») и системы онлайн-платежей. Более 26% пользователей пополняют баланс «Стрелки» через сайт или мобильное приложение, более 22% - в стационарных пунктах пополнения, например, в салонах «Евросеть» и «Связной», на «Почте России» в Московской области.

CNews: Планируется ли объединение «Стрелки» и «Тройки» или интеграция с близлежащими регионами? Если да, то когда это произойдет?

Павел Буяджи: Интеграция «Тройки» и «Стрелки» - это, прежде всего, объединение двух систем. Как с точки зрения процессинга, так с точки зрения нормативно-правовой базы. Что касается технологического подхода, то записать транспортное приложение «Тройки» на «Стрелку» и наоборот не составляет труда.

Компания «Универсальная электронная карта» реализует подобные проекты не только в Подмосковье, но и в ряде других регионов – в Тульской, Калужской, Орловской областях. Объединить транспортные системы, используя наш процессинг, не составляет труда. Особенно это актуально перед Чемпионатом мира по футболу 2018. Мы знаем, что Министерство транспорта России ставит задачу создать единую карту, которая позволит гостям использовать единый платежный инструмент для оплаты общественного транспорта. Но для этого, как и для объединения с Москвой, нужно время.

CNews: Ваша компания планирует реализовать совместно с подмосковными торговыми сетями программы лояльности для владельцев «Стрелки». Расскажите об этом подробнее.

Павел Буяджи: Первостепенной задачей для нас является создать развитую инфраструктуру и показать пассажирам, что картой пользоваться удобно и выгодно. Сегодня ведутся переговоры с федеральными торговыми сетями, которые присутствуют в Подмосковье, о том, чтобы граждане могли купить и пополнить «Стрелку» в их магазинах.

Что касается программ лояльности, платежные технологии «Стрелки» позволяют внедрить как систему накопления баллов или систему скидок, так и реализовать акции другого формата. Все зависит от того, как мы договоримся с партнерами, насколько это будет интересно им и нам.

CNews: Как будет развиваться проект в дальнейшем?

Павел Буяджи: На сегодняшний день 5000 транспортных средств компании «Мострансавто» оборудованы мобильными терминалами – их используют кондукторы. Мы приступили к завершающему этапу внедрения системы – оснащению подвижного состава компании стационарными валидаторами. Они будут установлены в автобусах, и пассажиры смогут самостоятельно оплачивать проезд одним касанием, прикладывая к ним карту.

Стационарное оборудование будет иметь более широкий функционал. Мы планируем внедрить так называемые мобильные билеты. Это инновационное решение, позволяющее установить на смартфон приложение «Мобильный билет» и оплатить проезд с помощью QR-кода.

Также пассажир сможет оформить банковскую карту «Сбербанка», куда записывается транспортное приложение «Стрелка». Это возможно будет сделать самостоятельно либо получить ее в рамках зарплатного проекта.

На сегодняшний день ведутся переговоры по расширению географии проекта еще с рядом регионов. Например, Липецкая область. Также мы обсуждаем возможность реализации подобного проекта с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. В северной столице уже внедрена система безналичной оплаты проезда – это карта «Подорожник». Однако в планах правительства Санкт-Петербурга ее модернизировать.

CNews: Будет ли установлено стационарное оборудование в коммерческом транспорте?

Павел Буяджи: В коммерческом транспорте установка оборудования происходит за счет перевозчика. Участником подписанного нами инвестиционного соглашения является только «Мострансавто».

CNews: Решение стало одним из первых в стране, реализованных по модели государственно-частного партнерства. Насколько выгодна реализация подобных проектов частным компаниям? Как вы оцениваете сроки возврата инвестиций в проект?

Павел Буяджи: Действительно, наш проект уникален не только с точки зрения используемых технологий. Он реализован по модели государственно-частного партнерства полностью за счет инвестора.

Проект рассчитан на семь лет. За этот период «УЭК» предполагает вернуть инвестиции компании, которые покроют все расходы на создание и функционирование системы. После этого все наработки (включая права на использование торговой марки, патенты, программное обеспечение, оборудование и другую интеллектуальную собственность) будут переданы правительству Московской области.

Доходная часть безналичной системы включает в себя доходы оператора за счет учета транзакций и за счет роста выручки «Мострансавто». Что касается последнего, то это первостепенная задача, которую перед нами поставило правительство Московской области. Наша система не только предлагает пользователям единую транспортную карту для оплаты проезда. В первую очередь, это возможность учета и контроля пассажиропотока в режиме реального времени. Прозрачность поступающих данных позволяет правительству Московской области строить аналитику, принимать управленческие решения.

Безусловно, мы проводили оценку проекта, его эффективности с точки зрения возврата инвестиций. И если бы он был нам неинтересен, мы бы не пришли в Московскую область. Кроме того, как я сказал ранее, у нас уже был опыт внедрения подобных решений в других регионах.

CNews: Какие риски для себя как для инвестора вы видите?

Павел Буяджи: Основной риск – это экономическая ситуация в стране и мире, прежде всего, изменение курса рубля. В системе используется разное оборудование. Например, мобильные терминалы, которые мы устанавливали на первоначальном этапе, были иностранного производства, и мы учитывали их стоимость при построении инвестиционной модели. Сейчас мы используем оборудование отечественного производителя, в котором также присутствуют импортные комплектующие. И это тоже определенные риски.

В некоторых муниципальных образованиях из-за снижения активности предприятий падает пассажиропоток, и это тоже сказывается на сроках возврата инвестиций.

При этом мы считаем, что проект в целом развивается успешно. Как оператор мы получили уникальный опыт, на основе которого мы сегодня формируем пакетное решение для всех регионов – это и технологии, и экономическая модель, юридическая база и нормативные акты, которыми регулируется работа системы.