Статья

Алексей Попов: На базе ПРО100 возможен самый быстрый и недорогой старт национальной платежной системы

UEC

Об итогах реализации проекта внедрения универсальной электронной карты в 2013 г., перспективах его развития в 2014 г. и создании не базе ПРО100 национальной платежной системы в интервью CNews рассказал Алексей Попов, президент «УЭК».

CNews: Выдача универсальных электронных карт стартовала в январе 2013 г. Как вы оцениваете результаты реализации проекта по итогам 2013 г.?

Алексей Попов: Сейчас ответственность за реализацию проекта универсальных электронных карт (УЭК) лежит на губернаторах регионов. Основным результатом 2013 г., на мой взгляд, является то, что нам удалось договориться как минимум с 15 субъектами федерации о том, мы в рамках государственно-частного партнерства создаем Единые центры процессинга и биллинга, которые обеспечивают реальную инфраструктуру применения УЭК.

Таким образом, сегодня карты выдаются во всех, но наиболее активно - в этих 15 регионах, о которых я говорил.

Третий важный результат – сегодня окончательно стала понятная роль УЭК как важнейшей части инфраструктуры применения электронного паспорта гражданина России. Эта роль закреплена постановлением правительства. И мы работаем в этом направлении совместно с коллегами из Федеральной миграционной службы, Минкомсвязи и Минэкономразвития.

CNews: Как стимулировать регионы к тому, чтобы УЭК внедрялась более интенсивно?

Алексей Попов: Мы предпринимаем такие попытки, выносим вопрос на заседания Правительственной комиссии. Я надеюсь, что понимание необходимости создания российской национальной платежной системы даст существенный толчок развитию проекта.

Ведь его успехи в регионах полностью зависят от желания и ответственности губернатора за соблюдение федерального закона. Проект нельзя делать спустя рукава. Им надо заниматься серьезно. Тогда будет реальный эффект для граждан в сфере ЖКХ, в сфере транспорта, в сфере электронных и других коммерческих сервисов.

CNews: С какими сложностями пришлось столкнуться при реализации проекта?

Алексей Попов: Сложность одна – отсутствие интереса руководства субъектов федерации к реализации проекта. Основная причина этого в том, что пока сервисы электронного правительства по большей части работают только на бумаге, и интерес к ним граждан невелик.

CNews: Сколько сейчас банков-участников проекта? Будет ли расширяться их список?

Алексей Попов: Акционерами проекта являются три банка – «АК Барс», «Уралсиб» и «Сбербанк». Сейчас мы приглашаем другие крупные банки к участию в проекте, чтобы устранить доминирующее акционерное положение «Сбербанка». Я уверен, что в ближайшее время все необходимые решения по этому вопросу будут приняты. (акционерами «УЭК» являются «Сбербанк России», «Сбербанк КИБ», «Уралсиб», «АК Барс», «РТИ Микроэлектроника» - прим.ред.)

 Алексей Попов: Альтернатив ПРО100 сейчас нет
Алексей Попов: Альтернатив ПРО100 сейчас нет

Участниками проекта являются 14 банков, и скоро их будет больше. Это те банки, которые играют заметную роль в регионах.

Важно понимать, что «Универсальная электронная карта» - проект, ориентированный главным образом на выстраивание инфраструктуры для получения государственных, муниципальных и коммерческих услуг в электронной форме. Сейчас мы готовим изменения в правила работы банковской платежной системы ПРО100, чтобы банки смогли эмитировать карты, обслуживаемые системой ПРО100, без привязки к УЭК. Это значительно ускорит выпуск карт и упростит систему их обслуживания.

CNews: Интересен ли проект банкам?

Алексей Попов: Да, интересен, особенно в последнее время.

CNews: Какую роль в развитии проекта УЭК в регионах сыграло создание ЕЦПиБ?

Алексей Попов: Я могу рассказать об этом на примере наших партнеров –Тульской области, где мы создали совместное предприятие, которое решает три основные задачи.

Первая – это эмиссия универсальных электронных карт. На территории Тульской области открыто более сотни пунктов приема заявлений на УЭК, многие из них на базе МФЦ и страховых медицинских организаций. Каждому пункту установлен KPI по сбору заявлений. Выдачей карт занимаются «Сбербанк» и «Московский индустриальный банк», в ближайшее время к ним присоединятся и другие банки.

Вторая задача – транспорт. Почти 1000 «бортов» на территории Тульской области оснащены устройствами считывания карт. Люди получили возможность покупать билеты не только в кассах, но и во всех терминалах «Сбербанка», а их тоже несколько сотен на территории области. Руководство области теперь точно знает, сколько льготников пользуется общественным транспортом, что делает процесс компенсации затрат транспортным предприятиям абсолютно прозрачным. Кроме того, проезд по УЭК, как и во многих других регионах, становится дешевле для пассажира.

Третья задача – ЖКХ. В Тульской области впервые в России создан Центр компетенции всех сервисов ЖКХ. Все внедренные муниципальные образования Тульской области работают с единой базой, с едиными данными, с едиными тарифами, с едиными сведениями из Росреестра, из Федеральной миграционной службы. Это и есть та самая ГИС ЖКХ, о которой говорилось еще в прошлом году на федеральном уровне. Она позволила всем жителям области, независимо от того, в каком городе они проживают, получать одинаково высокий уровень сервиса в сфере расчетов за жилищно-коммунальные услуги. А правительству субъекта Российской Федерации система позволяет не только нести ответственность за удовлетворенность жителей состоянием дел с расчетами в сфере ЖКХ, но и иметь реальные инструменты для реализации такой ответственности.

CNews: ФУО предлагает регионам использовать «облачное» или собственное ПО для обеспечения работы УЭК. Какой вариант более востребован?

Алексей Попов: Во всех регионах, где мы работаем, для обеспечения работы транспортного приложения и приложения в сфере ЖКХ используется только облачное ПО. Оно расположено в нашем центре обработки данных на наших технических мощностях. Это позволяет распределить затраты, и обходится примерно в 2 раза дешевле, чем создание собственного решения.

В конце 2012 г. мы также предложили регионам облачное ПО для поддержки эмиссии УЭК. Сейчас им пользуются чуть более 50 регионов и почти 1000 офисов «Сбербанка», которые задействованы в этом процессе.

CNews: Насколько заинтересованы коммерческие организации в присоединении к проекту?

Алексей Попов: На нашем портале существует возможность онлайн покупки страховых полисов. К этому сервису сегодня подключились 5 крупнейших компаний (Ингосстрах, РЕСО, Согласие, Уралсиб, Росгосстрах) и на днях завершат подключение еще 3. Думаю, что как только будет принят закон о возможности использования не только квалифицированной, но и простой электронной подписи, число таких компаний значительно возрастет.

Также на портале есть справочник реквизитов. Это значит, что нам удалось создать единственный ресурс, где собраны данные десятков тысяч предприятий полугосударственной сферы - автономных и бюджетных учреждений в регионах. Недавно портал был интегрирован с «Сбербанк-онлайн», интернет-банком «Уралсиб», «АК Барс» и поддерживает другие сервисы оплаты. Это значит, что все клиенты этих систем получили возможность оплачивать услуги по справочнику, а также штрафы и налоги.

Но драйвером развития УЭК сегодня являются ЖКХ и транспорт. Все коммерческие сервисы - это пока дополнение к ним.

CNews: Сможет ли уже созданная инфраструктура УЭК обслуживать электронные паспорта? Какие доработки потребуются?

Алексей Попов: Инфраструктура готова. Она создавалась с учетом того, что в дальнейшем будет обслуживать электронные паспорта. Для этого электронные паспорта должны выпускаться с УЭК-совместимыми чипами.

CNews: Обсуждался ли уже вопрос внедрения УЭК в новом российском регионе – в Крыму?

Алексей Попов: Крым - полноправный регион Российской Федерации, поэтому УЭК там тоже будет внедряться. И мы готовы помогать местным органам власти.

CNews: Наиболее актуальная тема последнего времени – создание национальной платежной системы.

Алексей Попов: В настоящее время национальная платежная система представляет собой совокупность правил, порядков и операторов. Это правильно. Но должен быть один оператор, которого поддерживает государство. Говорить о том, что операторы платежной системы конкурируют между собой невозможно. Объем российского рынка таков, что для его обслуживания достаточно одной платежной системы, которая будет работать в России, а затем, возможно, и в странах таможенного союза.

Необходимо законодательным образом определить такую систему и развивать ее. И единственной системой, закрепленной сегодня на законодательном уровне, является ПРО100. Эта платежная система уже создана и работает в России. Она представляет готовый набор правил, тарифов, современного программного обеспечения и чиповых технологий (в том числе полностью российских). Поэтому на платежной системе ПРО100 возможен самый быстрый и недорогой старт.

Для развития ПРО100 как национальной платежной системы придется отказаться от доминирующего акционерного положения «Сбербанка». В развитии системы должны участвовать крупнейшие российские банки, такие как ВТБ, «Альфа-банк» и другие, которые имеют серьезную долю эмитированных карт. Их доли в проекте должны быть равными, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным. В свою очередь, ЦБ РФ должен контролировать работу системы. Создавать же НПС на базе ЦБ РФ нецелесообразно, поскольку это - коммерческий проект, и реализовывать его за государственные деньги неправильно.

Что касается присутствия международных платежных систем Visa и Master Сard, то отказываться от них никто не собирается. Однако, на базе НПС необходимо создать свич для их подключения. Тогда все операции на территории России будут проходить через национальную платежную систему. Таким образом удастся избежать повторения ситуации одностороннего отключения банковских карт на территории страны. Кроме того, появится возможность снизить тарифы за использование платежной системы и тем самым сделать безналичную оплату более выгодной.

Альтернатив ПРО100 сейчас нет. Если политическое решение о создании национальной платежной системы будет принято, мы готовы развивать ее вширь.

CNews: Какие мероприятия по развитию проекта УЭК запланированы на 2014 г.?

Алексей Попов: Давайте не будем забегать вперед и дождемся, пока государство примет все необходимые политические решения относительно создания национальной платежной системы. От этого будет зависеть скорость развития проекта.

Я очень хочу, чтобы человек, получая на карту зарплату, не бежал сразу в банкомат, не снимал ее наличными. Я хочу, чтобы у человека были сервисы, которые ему удобны. Чтобы с помощью банковской карты он мог дешевле и удобнее купить билет на транспорт, получить скидку в магазине, расплатиться за ЖКХ. Чтобы он чувствовал уверенность в надежности и безопасности платежной системы, которой он пользуется. Именно такое решение мы уже создали в Тульской области и готовы распространить этот опыт на всю страну.