Американские аналитики подсчитали оборот средств на российских платежных картах
С 2008 по 2012 год российский канал платежей по электронным картам существенно вырос по объемах и обороту, утверждается в исследовании, озаглавленном "Russia’s Cards and Payments Industry: Emerging Opportunities, Trends, Size, Drivers, Strategies, Products and Competitive Landscape".
Как пишет RnR Research, если говорить об общем числе платежных карт, используемых в России, то в прошедшие четыре года оно ежегодно возрастало на 19,7%, и к 2012 г. составило 257,1 млн. В ближайшие же четыре года прогнозируется прирост не менее чем на 7% ежегодно.
В финансовом плане ежегодный оборот денежных средств, передающихся по электронным каналам, возрос с 8,8 трлн. рублей в 2008 г. до 21,8 трлн. в 2012 г., то есть, ежегодный прирост, по наблюдениям аналитиков, составил 25,39%. В период до 2017 г. эта цифра будет прирастать на 13,19% ежегодно и достигнет 43,9 трлн. рублей.
Среди наиболее используемых платежных карт превалируют дебетовые платежные карты, составляющие 65,7% от общего числа карт. За ними - предоплаченные карты (к примеру, транспортные) и кредитные карты, составляющие соответственно 25,5% и 8,7% от общего числа.
После них идет УЭК, которая, помимо прочего, включает возможности электронных платежей. По подсчетам американских аналитиков, спустя три месяца с запуска УЭК (в марте 2013 г). в обращении на территории РФ находилось около 10 000 УЭК с активированной функциональностью электронного кошелька.
Ключевыми факторами активизации использования платежных карт, по мнению аналитиков RnR, станет возрастающий наличный доход россиян, развитие онлайн-шоппинга, инвестиции в банковскую инфраструктуру и растущая осведомленность потребителей о преимуществах использования платежных карт.
Так, сыграет свою роль расширение сетей банкоматов по всей стране. По подсчетам RnR, если в 2008 г. на территории России действовали 75 018 банкоматов и 333 427 платежных терминалов, то в 2012 году - уже 171 909 и 695 023 соответственно. Ежегодный прирост числа платежных устройств составляет 23,4% и 20,17% соответственно.
Конкуренция в сфере электронных платежей заставляет производителей карт и банки вести активную маркетинговую политику. Наиболее успешными стратегиями в РФ, по мнению RnR, являются скидки в магазинах при оплате по карте, бонусные баллы, увеличение ежедневных лимитов на снятие наличных, а также предоставление страховок.
Помимо этого, большое влияние оказывает распространение платежей на базе технологии NFC. Американские исследователи в особенности отметили инициативы операторов сотовой связи - МТС и Мегафона, установивших устройства для бесконтактной оплаты проезда с помощью мобильного телефона в метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга.