Статья

Алексей Попов: Как получить УЭК и что с ней можно сделать?

Цифровизация UEC ИТ в госсекторе

Президент УЭК Алексей Попов рассказал CNews о том, как и где с начала 2013 г. можно получить универсальную электронную карту, какие услуги сейчас доступны с ее помощью и за счет чего проект должен окупиться в пятилетний срок.

CNews: Как будет организована выдача карт в январе 2013 г.? Куда подавать заявление, а потом идти за картой? Только в Сбербанк?

Алексей Попов: Сейчас организуются более 400 пунктов выдачи карт во всех субъектах Российской Федерации. Из них почти 300 – это отделения Сбербанка России. В Омской области, например, таких пунктов 37, а в Приморском крае - 28. Около 80% от общего числа – это Сбербанк. Хочу сразу обратить внимание на то, что банки лишь помогают субъектам в этой работе.

Ответственность за то, чтобы в пунктах выдачи все время были карты, несет регион, но никак не банк. Срок выдачи УЭК оставляет 20 дней от момента приема заявления. Федеральная уполномоченная организация (ФУО) заказала за свой счет 150 тыс. карт на Гознаке. Эти карты распределены между субъектами. И субъект должен своевременно озаботиться заказом дополнительных карт за счет средств бюджета или за счет средств инвесторов (кстати, «УЭК» уже предложила всем субъектам такую инвестиционную программу).

CNews: Выпускаются карты только на Гознаке?

Алексей Попов: Не только, помимо Гознака есть Первый печатный двор, который недавно закончил все процедуры. Есть два полноценно конкурирующих решения. Я считаю, что это наша большая заслуга: в процесс эмиссии мы входим не с одним поставщиком. Конкуренция на этом рынке появилась. Сейчас независимые платформы – это «Микрон» и «Атлас-карт», а два независимых поставщика готового решения названы выше.

CNews: Где находятся 20% пунктов выдачи помимо отделений Сбербанка?

Алексей Попов: Это многофункциональные центры в регионах и отделения банков-акционеров УЭК «Уралсиб» и «АК Барс».

CNews: Как получать карту жителям маленьких городов?

Алексей Попов: Заходите на сайт уполномоченной организации субъекта, ищете там список адресов пунктов приема заявлений, пунктов выдачи карт, выбираете ближайший к вам. Не исключаю, что он будет находиться в центральном городе региона. Могут быть субъекты, где вся активность пока будет сосредоточена в столице. Потом подать заявление, для этого надо обязательно приехать лично и поставить подпись. Пункт все сделает за вас – сфотографирует, подготовит заявление, его надо только подписать. Наконец, надо выбрать пункт, возможно, другой в пределах вашего субъекта, где вы хотите получить карту, и второй раз приехать по истечении 20 дней за готовым продуктом.

CNews: Будет ли электронный способ подачи заявления?

Алексей Попов: Для того чтобы так подать заявление, нужно иметь электронно-цифровую подпись. А ЭЦП сейчас записывается на карту УЭК. Я вообще считаю, что сейчас рынка ЭЦП для физлиц не существует, настолько их мало. Поэтому пока мы не стали разрабатывать такой функционал: если у вас карта с ЭЦП, то вам не надо писать заявление, а если карты нет, то, скорее всего, нет и ЭЦП.

Я считаю, что это наша большая заслуга: в процесс эмиссии мы входим не с одним поставщиком
Я считаю, что это наша большая заслуга: в процесс эмиссии мы входим не с одним поставщиком

CNews: Какие услуги будут доступны на карте в январе?

Алексей Попов: УЭК как платежное приложение будет работать сразу, независимо от того, в каком состоянии находятся электронные услуги субъекта. Оно будет пользоваться уже сейчас эквайринговой сетью Сбербанка, "Уралсиба", "АК Барса", а это несколько десятков тысяч устройств самообслуживания, а также многие крупные торговые сети, магазины, рестораны.

А вот с услугами дело обстоит хуже. Например, как можно повсеместно применять УЭК в медицине, если еще не закончено внедрение медицинских информационных систем? На региональных порталах госуслуг УЭК можно применять только когда к этому готовы сами сайты. Сейчас это процентов 30 от общего числа.

Опять хочу отметить Москву: никакой дополнительной авторизации помимо УЭК на московском портале госуслуг требоваться не будет. Сейчас «Ростелеком» заканчивает аналогичную доработку федерального портала. Надеюсь, в январе это будет реализовано. Есть соответствующее указание им со стороны Минкомсвязи.

Мы приняли решение начиная с января проводить мониторинг оказания конкретных госуслуг при помощи УЭК и публиковать результаты в этом разделе CNews. Сейчас мы проверяли только готовность к эмиссии.

CNews: Выдача карт будет бесплатна, а во сколько обойдется годовое обслуживание?

Алексей Попов: Ни регионы, ни федеральная уполномоченная организация такую плату взымать не будут. Единственно, банк может брать за обслуживание банковского приложения. Как правило, финансовые организации не делают этого. Это конкурентный рынок. Сейчас три банка-акционера технически готовы размещать на картах свой логотип. В первом квартале 2013 г. таких будет штук 15.

CNews: Можете назвать основные из этих 15 банков? ВТБ-24, «Банк Москвы»?

Алексей Попов: Практически не сомневаюсь, что они присоединятся в январе–феврале. «Банк Москвы» занимает активную позицию в столице, и поскольку город активно будет работать с УЭК, то, полагаю, будет работать и банк. Помимо названных, это «Московский индустриальный банк», вологодский «Северный кредит», "Ханты-Мансийский Банк" и другие сильные региональные банки.

CNews: Как будет организована оплата общественного транспорта с помощью УЭК?

Алексей Попов: С 1 апреля мы должны в каждом регионе запустить пробный транспортный маршрут. Ключевой вопрос даже не сама по себе оплата, которая давно существует по другим картам, а покупка билета. С УЭК билет можно будет купить в любом банкомате.

С транспортом есть проблема времени реакции устройства на прикладывание карты, которое должно составлять буквально миллисекунды, чтобы на входе в транспорт не образовывались пробки. Если списывать с карты сразу же, то это требует жесткого онлайна без малейших задержек в сети. В метро такой вариант возможен, считыватели стационарные и можно подключить оптику.

В наземном транспорте это только сотовая связь, которая работает не везде. Поэтому считыватели в наземном транспорте исключительно оффлайновые, другого пути нет. Нужен электронный кошелек, в котором хранится количество поездок.

Но мы хотим сделать единый билет на все виды транспорта. Поэтому такая же технология должна применяться и в метро.

CNews: Когда Вы пришли в УЭК, было подписано соглашение о намерениях с «Золотой короной».

Алексей Попов: Я не исключаю, что мы и будем с ними работать в качестве поставщика решений. Понятно, что писать что-то свое у нас нет возможности. У субъектов есть проверенные решения. Нам нужно выбрать готовое и обеспечить совместимостьсо считывателем. Ключевой вопрос – не допустить непрозрачного рынка считывателей. Требования к считывателю должны быть такие, чтобы можно было покупать любые устройства.

CNews: Кто еще претендендует на поставку такого интеграционного приложения?

Алексей Попов: Мне известно еще билетное решение «Удобный маршрут». Есть, наверное, еще какие-то. Мы разместим оферту и пригласим всех. Но нас интересуют только те, кто уже имеют готовые решения.

CNews: Можете еще привести пример услуг помимо государственных и муниципальных?

Алексей Попов: Например, при помощи УЭК можно будет купить SIM-карту, не приходя в салон сотовой связи. Не нужно будет ничего оформлять, но эту услугу будут оказывать сотовые операторы. Я даже с трудом себе представляю, что будет с рынком продавцов симок, канал продаж совершенно изменится.

Для авторизации используется сервис «Ростелекома» Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)?

Алексей Попов: Больше, чем ЕСИА, в которой нет ID-приложения. Но в части простой и квалифицированной подписи мы намерены полностью использовать ЕСИА и не хотим создавать дублирующую ее структуру. Это согласованное решение правительства и наше.

ЕСИА – это только логин и пароль, а ID-приложения в ЕСИА нет. В дополнение к этому мы планируем позднее в ID-приложение дописывать биометрическую информацию.

CNews: Кто будет держателем биометрических данных?

Алексей Попов: Для ID-приложения Федеральная уполномоченная организация (ФУО), о которой я говорю - мы.

CNews: Известно, какие оконечные устройства, считывающие УЭК, уже будут в регионах с января 2013 г.?

Алексей Попов: Здесь мы забегаем вперед, я бы сейчас не хотел дергать регионы этим мониторингом. Пока что они заняты выдачей карт. А для мониторинга услуг в дальнейшем мы и открываем раздел у вас на сайте. Важно не забывать, что, согласно постановлению правительства, с 1 января 2014 г. каждое окно в каждом МФЦ должно быть оснащено считывателем УЭК.

CNews: Как вы оцениваете готовность регионов?

Алексей Попов: В том, что карты выдадут все, нет никаких сомнений. Двоечников можно будет сосчитать в январе.

CNews: На каких условиях подписываются соглашения с банками?

Алексей Попов: Все точно так же, как в случае Visa или MasterCard, только с использованием ПРО100, конечно. Система получает отчисления за каждую межбанковскую транзакцию. Про происходящие внутри банка операции платежная система ничего не знает. У нас есть специальное направление по развитию платежной системы, и мы очень активно будем работать в этом направлении в 2013 г.

CNews: Как будут организованы расчеты за роуминг, когда, например, транспортным приложением человек пользуется в другом регионе?

Алексей Попов: Отмечу, что ПРО100 к региону никак не привязана, а привязана к банку. Также мы хотим сделать совместимыми и региональные транспортные приложения. Если я купил билеты в Подмосковье, почему я не могу им воспользоваться в Москве? Из Краснодара в Адыгею, из Москвы в Видное или Одинцово – это случаи, происходящие каждый день.

CNews: Раз используется только ПРО100, то за пределами России УЭК платежным средством не будет?

Алексей Попов: Это не нужно, наша карта ближе к паспорту, чем к банковской пластиковой карте. Зачем возить за границу российский паспорт?

CNews: Все названные выше банки должны будут выпустить карты платежной системы «Сбербанка»? Они ее не любят.

Алексей Попов: Во-первых, ПРО100, это не платежная система Сбербанка, а платежная система, оператором которой является ФУО «УЭК». Это Российская национальная платежная система, и мы надеемся, что, помимо трех банков, в акционеры российской национальной платежной системы захотят войти и другие кредитные учреждения.

Во-вторых, да, должны захотеть выпустить карты ПРО100. И я бы не говорил, что кто-то сейчас не любит ПРО100, просто банки гораздо более инертные учреждения, чем органы госвласти. У многих банкиров еще есть уверенность, что 210-ФЗ отменят. Первые 10 тыс. выданных карт – и эти разговоры прекратятся сами собой.

Интерес банков - средства на счетах и утилизация своих устройств обслуживания. Если они стоят неприкаянные, то это проблема, потому что устройство плохо окупается. Устройства должны работать постоянно, если к ним скапливается очередь, то банк с огромным удовольствием поставит рядом еще одно. УЭК эти устройства утилизирует.

Представьте себе, вы выезжаете из аэропорта: надо остановить машину, засунуть карту, заплатить наличными, получить сдачу, проехать. Удобнее списать деньги с УЭК. А за каждую такую транзакцию банк-держатель этого терминала на выезде снимает комиссию. Представляете, какая битва начнется за установку там POS-терминалов?

CNews: Комиссия снимается с оператора этого терминала?

Алексей Попов: Конечно. Понятно, что в итоге за все платит покупатель, но напрямую комиссия с него не снимается.

CNews: Условия ведения банковских счетов, связанных с УЭК как-то регламентируются ФУО?

Алексей Попов: Нет, гражданин открывает его в банке, это УЭК привязана к счету, а не наоборот. Если банк захочет, то сделает ее кредитной. Или, например, у меня зарплатный проект в банке, и он мне говорит: «покупай билеты бесплатно, оплачивай парковки бесплатно, а потом, когда зарплату получишь, я без процентов с тебя эти деньги сниму». Я уверен, что такие продукты будут развиваться, и они уже развиваются.

CNews: Раз вы за конкуренцию во всем, то помимо ПРО100 будете ли подключать другие платежные системы?

Алексей Попов: Пока не вижу смысла. Хотя такая возможность на карте УЭК есть – мы пока не снимаем этот вопрос с повестки дня.

CNews: ПРО100 сейчас получит огромную клиентскую базу…

Алексей Попов: Так и ставилась задача. Это же наша Российская национальная платежная система.

CNews: …а потом закрутит гайки, сделает невменяемые условия пользования.

Алексей Попов: То, что ПРО100 сейчас объединена с идентификационным приложением, действительно дает ей хороший старт. Но как платежная система она не будет жизнеспособна только за счет этого преимущества. Дело пойдет, как только будут выпускаться карточки ПРО100 без ID-приложений. Сейчас об этом речи не идет. Если же история ограничится ПРО100 с ID, то никакой серьезной конкуренции с Visa и MasterCard не будет.

CNews: Банки, которые могут присоединиться к проекту, должны удовлетворять каким-то условиям?

Алексей Попов: Да. Есть приказ ЦБ, Минфина и Минэко. В нем все ограничивается формальными признаками, такими как размер капитала, участие в системе страхования вкладов. В список попали около 200 крупнейших банков.

CNews: Наверняка у проекта есть финансовое обоснование. Какой у него срок окупаемости?

Алексей Попов: Это пятилетний проект. В первом квартале 2013 г. мы должны защитить у акционеров новую бизнес-стратегию, после этого можно будет на эту тему что-то говорить.

Мы настроены делать инвестиции практически во все регионы, помогать им выпускать карты УЭК и создавать всю необходимую для этого инфраструктуру. Инвесторы должны это делать – в этом была логика проекта. За деньги региональных бюджетов выполнить такие работы проблематично. Наши акционеры готовы нас поддержать и выступить инвесторами в этом процессе. Примерно за 5 лет такие инвестиции окупаются.

CNews: За счет чего возвращаются вложения?

Алексей Попов: За счет любых нефинансовых транзакций: транспортные билеты, ЖКХ, медицина. В регионе будет создаваться единый центр процессинга и биллинга (ЕЦПИБ), в котором все они будут обрабатываться. Процент от любой нефинансовой операции попадает в этот процессирующий региональный центр.

Нужно разделять комиссию за финансовые транзакции, которой может и не быть, это на усмотрение банка, и комиссию за нефинансовые транзакции. Запись транспортного билета на карту – это операция. Она финансовая при покупке билета, и нефинансовая при его записи и считывании. Получить начисления по ЖКХ – тоже нефинансовая транзакция, а оплатить их – финансовая.

CNews: Помимо ЖКХ и транспорта какие еще объемные нефинансовые транзакции пойдут через УЭК?

Алексей Попов: Медицинские. При перечислении фондами и страховыми компаниями за добровольное медицинское страхование. При помощи УЭК будет четко понятно, что сколько стоило.

CNews: Вы назвали двух потенциальных участников конкурса по транспортному приложению. А в части ЖКХ и медицины кто может ими стать?

Алексей Попов: Пока не знаю. Но мы тоже будем привлекать уже готовые системы.

CNews: Вы могли бы описать разделение функционала карты УЭК и электронного паспорта ФМС? Вторая делает первую необязательной.

Алексей Попов: Нет, давайте не забывать про закон, который говорит о том, что с 1 января 2014 г. все, кроме отказавшихся, УЭК получают. Закон есть, и он работает.

CNews: Основной документ - паспорт уйдет на карту ФМС. Что останется? Права, студенческий билет, профессиональные удостоверения?

Алексей Попов: В УЭК будут права, будет ОСАГО. Но в целом не будет такого, что что-то останется, а что-то уйдет. УЭК – это огромный бэк-офис и инфраструктура приема. К ним прилагается маленькая карточка под названием УЭК. Сейчас она выдается на пять лет, потом будет повторная эмиссия. За эти пять лет, дай Бог, чтобы у нас была обеспечена готовность новой пластиковой карточки под названием не УЭК, а электронный паспорт. Инфраструктура же останется той же. Изменится только место выдачи, УЭК выдается в точках, о которых мы говорили в начале, а электронный паспорт - только в ФМС. Вот и вся разница.

Платежное приложение видоизменится, но сохранится. Банки не утратят возможности обеспечивать платежи с этих карт. Их устройства самообслуживания будут работать, платежная система будет работать, остатки по счетам будут работать. Банки только выиграют, потому что сейчас для них выдача карты через свои офисы, с фотографирование – это затратная история. В случае электронного паспорта всем этим будет заниматься ФМС.

Поэтому все разговоры журналистов, что проект УЭК на пять лет, а потом умрет, для красного словца. На самом деле вся инфраструктура, бэк-офис, удобство, наконец, все не только останется и буде далее развиваться.

CNews: Для бэк-офиса насколько мощные ЦОДы работают? Они как-то интегрируется с ИТ-инфраструктурой банков-партнеров?

Алексей Попов: Аппаратная подложка серьезная, т.к. очень много транзакций. В следующем году у нас планируются большие работы на эту тему. С инфраструктурой банков-партнеров интеграция только в платежной системе ПРО100.

CNews: Используется дата-центр «Сбербанка» в Южном порту?

Алексей Попов: Где находятся эти конкретные полы-потолки – уже второй вопрос. Что-то мы будем арендовать в любом случае. Даже у «Сбербанка» все равно надо арендовать, мы разные бизнес-структуры. Какой будет ЦОД, мы сейчас выбираем.

CNews: Вы можете назвать ИТ-бюджет УЭК на 2013 год? Сколько потребуется на развитие этой аппаратной подложки?

Алексей Попов: После защиты бизнес-стратегии в первом квартале. В любом случае, вложения в ИТ-инфраструктуру составят несколько миллиардов рублей.

CNews: Какой еще функционал помимо названного появится на УЭК в 2013 г.?

Алексей Попов: В первую очередь страховка. ОСАГО еще не будет, скорее всего, требуется большая подготовка. А вот КАСКО – вероятно. Также будет оплата парковок, различных электронных билетов.

CNews: Билетов куда? Ко всем партнерам?

Алексей Попов: Да, в театры, на спортивные мероприятия. С Минкультом сейчас идут активные переговоры.

Денис Легезо / CNews