Статья

Министр Тульской области об УЭК, ГИС ЖКХ и ИТ на транспорте

UEC

О том, какие возможности получили жители Тульской области благодаря универсальной электронной карте, в интервью CNews рассказал Артур Контрабаев, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области.

CNews: Тульская область является безусловным лидером рейтинга использования УЭК. Владельцем карты уже является каждый десятый житель региона. Что, по вашему мнению, позволило сделать ее столь востребованной гражданами?

Артур Контрабаев: Действительно, УЭК в Тульской области получила бурное развитие. На сегодняшний день свыше 150 000 жителей нашего региона подали заявления на оформление карты.

Основой роста стал транспортный проект. В рамках него УЭК выступает как средство безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. На настоящий момент, мы единственный регион, где по УЭК могут ездить все категории граждан: как льготники, так и остальные пассажиры.

Успешно действует программа «Народная карта». К ней уже присоединились более 500 организаций. В рамках проекта они предоставляют скидку держателям УЭК, её размер составляет от 2 до 10%. Среди предприятий–участников: аптеки, кафе, магазины продуктов, бытовой техники и так далее. По факту, это самая крупная программа лояльности в истории нашей области.

CNews: Одним из главных препятствий на пути внедрения УЭК представители регионов называют высокие затраты на реализацию проекта. Не могли бы вы озвучить структуру затрат Тульской области? Как вы оцениваете эффективность этих вложений? Может ли в данном случае идти речь о возврате инвестиций или вы оцениваете проект в основном с точки зрения социального эффекта?

Артур Контрабаев: Это изначально социальный проект и, безусловно, инвестиционный. Закупка 1 карты для региона обходится в 350 рублей. Если говорить о возврате инвестиций, то он осуществляется за счет реализации смежных проектов.

CNews: Расскажите подробнее о проекте перехода к безналичной оплате проезда на общественном транспорте.

Артур Контрабаев: Проект стартовал в ноябре 2013 г. – тогда льготники начали ездить по cоциальным проездным. С января 2015 г. мы ввели в оборот транспортные карты и УЭК в качестве основного средства оплаты проезда для льготников.

Безналичная оплата проезда с помощью УЭК в Туле позволяет экономить 25% стоимости билета. Действует дифференцированный тариф: поездка за наличный расчет стоит 20 руб., с картой – 15 руб.

В феврале с помощью системы безналичного расчета, которой пользуется порядка 55 000 жителей Тульской области, оплачено уже более 2 000 000 поездок.

Система безналичного расчета действует на всех маршрутах в Туле и пригороде. В ближайшей перспективе безналичная оплата станет доступна и в городском транспорте муниципальных образований региона.

CNews: В Москве и Московской области безналичная оплата проезда осуществляется с помощью транспортной карты. Вы добавили к этому списку еще и УЭК. Чем обусловлен такой выбор?

Артур Контрабаев: Карта неспроста называется универсальной. Концептуально мы воспринимаем ее именно так — решение на каждый день с широкими возможностями применения.

Мы отталкивались от удобства использования. Благодаря транспортному приложению, у человека нет необходимости в приобретении нескольких карт. Как в случае с современным смартфоном: есть одно устройство с десятками приложений для разных жизненных ситуаций. К тому же, УЭК выдается бесплатно и подходит всем категориям граждан.

CNews: Тульская область является пилотом по созданию регионального сегмента ГИС ЖКХ. На каком этапе сейчас находятся эти работы? Какие новые возможности уже получили региональные власти и граждане?

Артур Контрабаев: Сейчас мы находимся на стадии подготовки системы к опытной эксплуатации. Проводим подготовку необходимых нормативно–правовых актов, ведем разъяснительную работу с поставщиками информации (управляющие компании, товарищества собственников жилья, муниципалитеты и т.д.). Количество организаций–участников превышает 1 000.

Это самый трудоемкий этап. Мы сталкиваемся с тем, что до поставщиков информации сложно донести важность проекта, его необходимость и неизбежность. Несмотря на то, что в административном кодексе уже закреплена ответственность за непредставление информации в ГИС ЖКХ: штраф для должностных лиц составляет 30 000 руб., для юрлиц – 300 000 руб. В связи с этим, регистрация в ГИС ЖКХ проходит не так быстро, как хотелось бы.

Согласно 209-ФЗ поставщики информации вправе выбирать способ предоставления информации: напрямую через федеральный портал dom.gosuslugi.ru или через существующие информационные системы, которые необходимо интегрировать с федеральным порталом. Мы выбрали второй вариант, поэтому параллельно ведем работы по созданию своей региональной ГИС ЖКХ — так называемой РИС ЖКХ.

Поясню, для чего мы это делаем.

Во-первых, это контроль. Предоставление информации участника напрямую в ГИС ЖКХ без контроля профильными органами или оператором системы может повлечь расхождение информации либо передачу недостоверных сведений.

Во-вторых, в перспективе это станет эффективным инструментом, который всегда «под рукой» и в полной мере отвечает потребностям региона. Мы создаем гибкое и заточенное под нас решение с более широким функционалом. В нем дополнительно будут необходимые нам модули и системы отчетности. Это позволит в любой момент оперативно получать информацию о состоянии отрасли в целом, либо отдельных ее частей.

Система создается на базе нашего областного единого информационно–расчетного центра (ОЕИРЦ). Та информация, которой обладает ОЕИРЦ, будет перенесена в ГИС ЖКХ автоматически, что исключит большой объем работы по наполнению системы со стороны поставщиков информации.

CNews: Как вы видите перспективы развития этих проектов?

Артур Контрабаев: ЖКХ в нашей стране - одна из наиболее болезненных сфер. Среди ключевых ее проблем я бы выделил непрозрачность информации. Наша задача сделать так, чтобы любой человек смог посмотреть, за что и кому он платит, каково состояние его платежей, что происходит с его управляющей компанией, сколько денег она получила и куда их израсходовала. Немаловажно и то, чтобы наши органы власти могли делать то же самое, анализируя информацию в сфере ЖКХ в режиме онлайн, и далее принимать взвешенные решения.

Когда все расчеты будут переведены в электронную форму, всем пользователям в личный кабинет ГИС ЖКХ или на электронную почту будет приходить официальный платежный документ в электронном виде, который снимет вопросы о достоверности информации о начислениях и позволит предотвратить действия недобросовестных управляющих компаний.

ГИС ЖКХ позволит жителям получать достоверную информацию об услугах и тарифах. Пользователи смогут проверять корректность начислений и расчетов, вести мониторинг деятельности своей управляющей компании, быть в курсе расходов и доходов по дому, подавать жалобы. Также будет возможность получать от управляющих организаций сведения о дополнительных работах и основаниях для их проведения.

Сейчас в Тульской области более тысячи ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и ТСЖ, и конечно, ссылаясь исключительно на кодекс об административных правонарушениях, сложно дать стимул компаниям размещать актуальную информацию. Административная ответственность должна быть, но она не может являться основой для создания таких систем.

Именно поэтому выстраивается система на основе экономической мотивации. Вводится правило: если на портале ГИС ЖКХ с 1 января 2017 года управляющими компаниями или ресурсоснабжающими организациями не будет размещена информация о начислениях с соответствующими расчётами, у потребителя будет право не оплачивать услугу до размещения полной информации без начисления пени. Это автоматически создаст необходимую мотивацию для профессиональных участников ЖКХ. Принцип простой: нет информации – нет денег.

CNews: Планируется ли расширять сферу применения УЭК в регионе? В каких направлениях?

Артур Контрабаев: Прежде всего, это введение повсеместного использования УЭК в учреждениях здравоохранения. В электронной карточке пациента есть возможность добавить данные карты УЭК. Мы планируем запустить работу ручных считывателей УЭК, которая упростит поиск пациента в базе данных нашей медицинской информационной системы. Помимо этого, УЭК могут использоваться при оплате реестров счетов по обязательному медицинскому страхованию.

Еще, как минимум, 2 направления — это применение карт в МФЦ для подписания документов с помощью электронной подписи, а также наш кампусный проект. В рамках него УЭК используется как идентификатор студента или сотрудника для прохода в корпуса двух крупнейших ВУЗов региона — Тульского государственного университета и Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого.

CNews: Какие проекты вы планируете запустить в ближайшее время?

Артур Контрабаев: С апреля мы запускаем краудсорсинговую платформу в рамках проекта «Открытый регион». Мы хотим создать единую площадку для сбора предложений и инициатив от жителей по наиболее интересным проектам, реализуемым и планируемым к реализации правительством Тульской области.

Запущен бета-тест мобильного приложения «Транспорт 71» для Android. С его помощью жители могут строить маршруты, рассчитывать время в пути из одной точки Тулы в другую, а также видеть в реальном времени информацию о местоположении городского транспорта — автобусов, трамваев и троллейбусов. В дальнейших версиях появится информация и о пригородных маршрутах. Сейчас мы работаем над исправлением ошибок, о которых нам сообщают жители. По результатам работы, мы выпустим официальный релиз как для Android, так и для iOS-устройств.

Активную работу мы ведем и над подключением наших ключевых сервисов к ЕСИА. К «единому паролю» мы уже подключили региональный портал «Госуслуги 71», сайт записи к врачу «Доктор 71» и портал «Открытый регион 71». Количество жителей Тульской области, зарегистрированных в ЕСИА, на текущий момент составляет 113 тыс. В дальнейшем мы будем интегрировать с ЕСИА все новые сервисы, которые планируются к запуску в регионе.