Статья

Алексей Попов: Наша основная задача - создание единых центров процессинга и биллинга

UEC
мобильная версия

О технологиях, которые предлагает российским регионам ФУО «УЭК» и о том, как они могут изменить граждан, в интервью CNews рассказал Алексей Попов, президент «УЭК».

CNews: Обязательная выдача универсальных электронных карт перенесена с 1 января 2015 г. на 1 января 2017 г. Как будет развиваться проект в этот период?

Алексей Попов: В настоящее время все ждут законодательного акта, окончательно определяющего, когда начнется выпуск электронного паспорта. От этого зависит и то, как будет развиваться универсальная электронная карта, которая изначально позиционировалась как его предтеча.

Конечно, мы и сейчас активно занимаемся вопросами применения универсальных электронных карт в инфраструктуре МФЦ, которую развивают регионы. Впоследствии в этой же инфраструктуре будет приниматься и электронный паспорт.

Кроме того, мы активно работаем над созданием региональных систем в сфере ЖКХ, транспорта и организации приема в них различных карточных продуктов. Сегодня в числе наших партнеров более 10 регионов. Особенно хотелось бы отметить Тульскую область, во всех районах которой уже обеспечена единая система биллинга в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это и есть основа ГИС ЖКХ в регионе, о которой говорится в федеральном законе.

Работает в Тульской области и транспортный биллинг. Там введен дифференцированный тариф - поездка за наличный расчет стоит 20 руб., а с помощью карт - 15 руб. Это делает очень популярными и УЭК, и другие банковские и транспортные карты.

CNews: Ваша компания предлагает регионам создавать ЕЦПиБ. На каких условиях создаются Центры? Какие возможности они предоставляют регионам?

Алексей Попов: Единый центр процессинга и биллинга – это организация, которая берет на себя учет всех транзакций в области ЖКХ и в области транспорта. Центр создается администрацией региона при поддержке «Универсальной электронной карты». Иногда в проекте принимают участие и другие региональные инвесторы, но основными акционерами остаются администрация и «УЭК». ЕЦПиБ берет на себя обязанность по выпуску квитанций ЖКХ и учету поездок в транспорте.

Чем это интересно для администрации региона? Тем, что мы решаем социально важные задачи. И не просто социально важные, но, в ряде случаев, законодательно закрепленные за администрациями. И администрация не тратит на это денег. Она делает это за счет инвесторов, таких как «УЭК». Кроме того, администрация получает в свое распоряжение всю мощнейшую инфраструктуру «Сбербанка», в которой граждане могут оплачивать ЖКХ, пополнять транспортный кошелек.

CNews: Какие обязанности берет на себя «УЭК» в ходе создания ЕЦПиБ?

Алексей Попов: Во-первых, мы выступаем инвестором проекта. Во-вторых, мы поставляем все программно-технические решения, необходимые облачные сервисы. Благодаря этому региону не надо самостоятельно разворачивать сложные программные продукты, вкладываться в инфраструктуру. В-третьих, мы выступаем интеграционным оператором – нами уже разработаны определенные правила организации работы центра, к которым присоединяются все участники проекта. Таким образом, исчезает необходимость заключать с каждым из них отдельный договор.

Фактически мы создаем единую платежно-сервисную систему, которая предоставляет не только платежные, но и сервисные услуги. Кроме того, у нас есть небанковская кредитная организация «Универсальная электронная карта», которая обеспечивает расщепление всех платежей в соответствии с законодательством. То есть, каждый получатель – поставщик электроэнергии, воды, газа и пр. - получает именно свой платеж. То же самое касается и владельцев каждого маршрута на транспорте.

Участники состоявшегося недавно Конгресса ЖКХ говорили о том, что основная проблема отрасли – это непрозрачность движения финансовых потоков. Платежная дисциплина граждан хорошая, однако деньги не доходят до поставщиков услуг. Наше решение позволяет решить эту проблему.

Кроме того, создание ЕЦПиБ позволяет региону выполнить требования федерального закона о создании ГИС ЖКХ, не тратя на это существенных бюджетных ресурсов.

Что касается транспорта, то сегодня региональные власти вынуждены компенсировать перевозчику поездки льготных категорий граждан, не имея точной информации о том, сколько таких поездок было совершено. Мы помогаем учитывать поездки льготников, что позволяет финансировать их строго по их количеству. Кроме того, наши решения «обеляют» и существенно увеличивают выручку транспортных компаний.

CNews: Ваша компания занимается созданием регионального сегмента ГИС ЖКХ в Тульской области? Каковы результаты проекта?

Алексей Попов: Созданный в Туле региональный центр объединил в себе всех участников рынка ЖКХ – это и муниципальные образования, и управляющие компании, и поставщики услуг. Теперь все они общаются друг с другом не напрямую, а через единый шлюз. Сейчас мы активно работаем с Минкомсвязи в направлении его интеграции с федеральным ГИС ЖКХ.

CNews: Вы также активно участвуете в создании системы «Единая транспортная карта» (ЕТК). Недавно такая карта под названием «Стрелка» появилась в Подмосковье. Расскажите об этом проекте подробнее.

Алексей Попов: В рамках проектов по созданию системы «Единая транспортная карта» все транспортные средства оснащаются специальными считывателями, к которым можно прикладывать разные карты - банковские, транспортные, универсальные электронные. На карте содержится электронный кошелек с билетом, а также информация о том, льготник человек или нет.

Человек при входе в автобус прикладывает к считывателю эту карту, с нее списываются деньги, а сама поездка учитывается. Таким образом, водитель и кондуктор избавляются от необходимости принимать наличные, транспортная компания получает положенные ей деньги, а региональные власти – информацию о том, проезд какого числа льготников они должны компенсировать. Очень важно, что мы, как и в ЖКХ, расщепляем денежный поток от процесса оказания услуги.

В конце 2014 г. «УЭК» выиграла конкурс и заключила инвестиционный контракт с правительством Московской области и с крупнейшим перевозчиком Мострансавто на внедрение в регионе единой транспортной карты. Сейчас к системе подключаются и другие перевозчики Подмосковья. В рамках этого контракта мы за свой счет строим процессинг, оснащаем транспортные средства соответствующими считывателями и ведем учет всех транзакций, предоставляя необходимые сервисы как областному правительству, так и транспортным компаниям, и гражданам.

Сегодня правительство Московской области получило мощнейший инструмент как для оптимизации своих социальных расходов, так и для существенного роста выручки Мострансавто.

Пополнить единую транспортную карту Подмосковья «Стрелка» можно в более чем 3 000 банкоматов «Сбербанка» по всей области, а также в «Сбербанк-онлайн», с помощью мобильного приложения, на сайте strelkacard.ru, с помощью «Яндекс. Денег», в салонах «Евросеть». Сегодня мы ежедневно продаем более 1000 карт. Она стоит 200 руб, из которых 120 руб сразу зачисляется на баланс.

С 1 марта «Стрелка» принимается для оплаты проезда на электричке. С 1 апреля будет введен дифференцированный тариф – поездка по карте на автобусе будет стоить 28 руб, а за наличный расчет – 40 руб. Думаю, это приведет к еще более существенному росту спроса на транспортные карты.

Подобные проекты мы также реализуем в Тульской, Калужской, Иркутской и Орловской областях. Ведем переговоры еще с десятком субъектов. Надеюсь, в скором времени жители этих регионов смогут ездить по одной и той же транспортной карте не только внутри своей области, но и за ее пределами. Это очень важно. Фактически сейчас нами реализуется федеральный стандарт.

Кроме того, в рамках этого проекта «Сбербанк» также приступил к выпуску в Московской области банковских транспортных карт. Это обычная банковская карта, на которой содержится транспортное приложение.

Выпускаются также бесконтактные транспортные карты «Тройка» для пополнения в инфраструктуре «Сбербанка» и использования в Москве.

CNews: Как вы видите перспективы развития вашей компании на ближайшие годы?

Алексей Попов: «УЭК» нашла свою нишу в условиях постоянно меняющегося законодательства как в сфере платежных систем, так и в области создания электронного паспорта. Эта ниша – создание единых центров процессинга и биллинга. Сегодня мы рассматриваем это направление развития как одно из главных.

Наши основные контрагенты – это губернаторы и региональные власти, и мы находим с ними общий язык. Нашими контрагентами также являются «Сбербанк» и другие банки, которым интересны любые пути увеличения безналичных расчетов через свои платежные продукты.

Кроме того, мы собираемся развивать интернет-сервисы для пользователей предлагаемых нами решений. Весной этого года на портале УЭК у жителей Тульской, Московской, Орловской, Калужской областей появится личный кабинет, в котором они смогут не только оплачивать услуги ЖКХ, но и вводить показания счетчиков, а также контролировать начисления. Также на нашем сайте появится сервис по пополнению транспортных карт, удобные аналитические сервисы. Мы думаем, эти услуги будут чрезвычайно востребованными.