Биллинговые центры «УЭК» заработают в более чем в 30 регионах
ФУО «УЭК» создает региональные центры процессинга и биллинга по модели государственно-частного партнерства. На сегодняшний день ее технологии используются в 12 российских регионах. В планах компании их внедрение еще в 19 субъектах федерации. Подобные решения призваны сделать прозрачным движение денежных средств от пользователя к поставщику услуг.
В январе 2013 г. в России началась выдача универсальных электронных карт (УЭК). Изначально предполагалось, что в первые 2 года с момента старта проекта их смогут получить все желающие, а затем УЭК будет выдаваться в обязательном порядке всем гражданам, не написавшим официальный отказ от ее получения. Впоследствии в связи с тем, что государство приняло решение о внедрении еще одного электронного удостоверения граждан – электронного паспорта – сроки обязательной выдачи были перенесены на 1 января 2017 г. «Конечно, мы и сейчас активно занимаемся вопросами применения универсальных электронных карт в инфраструктуре МФЦ, которую развивают регионы. Впоследствии в этой же инфраструктуре будет приниматься и электронный паспорт, – рассказывал CNews Алексей Попов, президент «УЭК». – Кроме того, мы активно работаем над созданием региональных систем в сфере ЖКХ, транспорта и организации приема в них различных карточных продуктов».
Создаваемые «УЭК» Единые центры процессинга и биллинга (ЕЦПиБ) берут на себя учет всех транзакций в области ЖКХ и в области транспорта. «Центры создаются администрацией региона при поддержке «Универсальной электронной карты», – поясняет Алексей Попов. – Иногда в проекте принимают участие и другие региональные инвесторы, но основными акционерами остаются администрация и «УЭК». ЕЦПиБ берет на себя обязанность по выпуску квитанций ЖКХ и учету поездок в транспорте».
«Чем это интересно для администрации региона? – продолжает он. - Тем, что мы решаем социально важные задачи. И не просто социально важные, но, в ряде случаев, законодательно закрепленные за администрациями. И администрация не тратит на это денег. Она делает это за счет инвесторов, таких как «УЭК». Кроме того, администрация получает в свое распоряжение всю мощнейшую инфраструктуру «Сбербанка», в которой граждане могут оплачивать ЖКХ, пополнять транспортный кошелек».
ЕЦПиБ в регионах
Регион | Направление деятельности ЕЦПиБ | Охват населения, млн человек |
---|---|---|
Курская область | ЖКХ и транспорт | 1.1 |
Астраханская область | ЖКХ и транспорт | 1 |
Орловская область | ЖКХ и транспорт | 0.8 |
Тульская область | ЖКХ и транспорт | 1.5 |
Калужская область | ЖКХ и транспорт | 1 |
Московская область | Транспорт | 7.2 |
Чувашская Республика | ЖКХ | 1.2 |
Республика Марий-Эл | ЖКХ | 0.7 |
Кировская область | ЖКХ | 1.3 |
Свердловская область | ЖКХ | 4.3 |
Кемеровская область | ЖКХ и транспорт | 2.7 |
Иркутская область | ЖКХ и транспорт | 2.4 |
Источник: CNews Analytics, 2015
В настоящее время ЕЦПиБ созданы в 12 регионах: Московской, Тульской, Калужской, Орловской, Иркутской, Астраханской, Кировской, Курской, Свердловской, Кемеровской областях, Республике Марий Эл, Республике Чувашия. Услугами центров пользуется более 25 млн человек.
Процессинг и биллинг
Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) в Калужской области начал создаваться в июле 2013 г. В конце ноября пилотный проект был успешно запущен в г.Обнинск. Впервые в России были созданы сразу три стратегических инфраструктурных решения: «оператор ЖКХ», «оператор фонда капитального ремонта», «транспортный оператор». Были достигнуты рекордные результаты по оперативному подключению к системе ЕИРЦ управляющих компаний города: за три месяца охвачено около 80% лицевых счетов граждан и 6 основных управляющих компаний, открыты три центра обслуживания населения.
В ноябре 2013 г. стартовал проект создания ЕЦПиБ в Тульской области. На первом этапе он был ориентирован на учет перевозок льготных категорий граждан на общественном транспорте. В дальнейшем безналичная оплата проезда стала доступна всем жителям региона. А на базе ЕЦПиБ начал создаваться региональный сегмент ГИС ЖКХ. «ЖКХ в нашей стране - одна из наиболее болезненных сфер. Среди ключевых ее проблем я бы выделил непрозрачность информации, – рассказал CNews Артур Контрабаев, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области. – Наша задача сделать так, чтобы любой человек смог посмотреть, за что и кому он платит, каково состояние его платежей, что происходит с его управляющей компанией, сколько денег она получила и куда их израсходовала. Немаловажно и то, чтобы наши органы власти могли делать то же самое, анализируя информацию в сфере ЖКХ в режиме онлайн, и далее принимать взвешенные решения».
Схема работы ЕЦПиБ
Увеличить
Источник: ФУО «УЭК», 2015
«Тульский ЕЦПиБ - ОЕИРЦ - на сегодняшний день является центром компетенций, на который мы хотели бы ориентировать все субъекты. В регионе принято более 160 тыс. заявлений на оформление УЭК, запущена система безналичной оплаты проезда на общественном транспорте, по которой в течение месяца оплачивается более 2 млн поездок. Собираемость платежей по единому платежному документу составляет 95%», - говорит Алексей Попов. В настоящее время в единую систему начислений тульского ЕЦПиБ в сфере ЖКХ включены все муниципальные образования региона (более 550 тыс. лицевых счетов), создана эталонная база данных, обслуживаются более 500 организаций рынка ЖКХ.В июне 2014 г. Никита Белых, губернатор Кировской области, и Алексей Попов подписали соглашение о создании Единого центра процессинга и биллинга (ЕЦПиБ) «Региональный информационный центр Кировской области». Предприятие создавалось в форме государственно-частного партнерства между правительством региона и «УЭК» и стало региональным оператором единой федеральной государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
В октябре 2014 г. было принято решение о создании ЕЦПиБ в Республике Чувашия. Основной задачей центра стало внедрение единого платежного документа для организации взаиморасчетов между поставщиками и потребителями жилищно-коммунальных услуг, а также ведение электронных паспортов домов с формированием эталонной базы данных. Одновременно начался поэтапный переход на оплату услуг ЖКХ с использованием единого платежного документа (ЕПД) в Республике Марий Эл и расширение функционала созданного в июне 2014 г. ЕЦПиБ Орловской области – кроме учета оплаты проезда льготными категориями граждан центр стал осуществлять полный учет оплаты проезда, а также занялся формированием единого платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Создание ЕЦПиБ в Кемеровской области началось в ноябре 2014 г. По словам ее губернатора Амана Тулеева, задача органов государственной власти – обеспечить гражданам комфортные условия проживания, в том числе сделать более доступным получение госуслуг. «Реализуемый проект обеспечит контроль за качеством услуг и позволит навести порядок в сфере жизнеобеспечения, прежде всего, чтобы предприятия не перекладывали издержки на плечи жителей, а снижали свои расходы», – говорит он.
Соглашение о создании Единого центра процессинга и биллинга в Курской области было подписано в декабре 2014 г. Его появление позволило повысить прозрачность расчетов за жилищно-коммунальные и прочие услуги, значительно упростить саму процедуру оплаты и обеспечить своевременные расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Одновременно началось внедрение системы автоматизированных расчетов в сфере ЖКХ в Иркутской области. К концу 2015 г. планируется подключить к ней все муниципальные образования области. Кроме того, «УЭК» внедряет в регионе автоматизированную систему оплаты проезда.
Перспективные проекты
Обсуждение подобных проектов ведется еще с 19 субъектами федерации – Рязанская, Челябинская, Ивановская, Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Волгоградская, Ленинградская, Оренбургская, Тюменская, Омская, Самарская области, Краснодарский, Красноярский, Камчатский край, ХМАО, Республика Саха-Якутия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан.
Так, в марте 2015 г. была достигнута договоренность о строительстве ЕЦПиБ в Волгоградской и Рязанской областях. Они будут осуществлять начисления и сбор платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, капитальный ремонт, ЖКУ; отвечать за формирование и доставку единого платежного документа; расщеплять платежи за ЖКУ и передавать данные в ГИС ЖКХ. «Мы активно наводим порядок в коммунальной отрасли Волгограда и планируем развитие транспортной системы - для этого региону нужен надежный и сильный партнер. Одной из приоритетных задач в ЖКХ остается создание единого расчетно-кассового центра – это позволит упорядочить работу с финансами и исключить факты неплатежей по счетам управляющими компаниями», – заявил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
«Для региона введение УЭК очень важно, в частности, при решении вопросов оплаты внутригородских перевозок. Сейчас рязанцы могут пользоваться на льготных условиях лишь общегородским транспортом. УЭК даст льготникам возможность передвигаться на любых видах пассажирского транспорта, стоимость проезда в котором субсидируется из бюджетных средств», – говорит губернатор Рязанской области Олег Ковалев.
Основная проблема ЖКХ сегодня – это непрозрачность движения финансовых потоков. Перечисленные пользователями деньги часто просто не доходят до поставщиков услуг. И решение, которое предлагает ФУО «УЭК», способно решить эту проблему.
Наталья Рудычева/CNews