Статья

Северная Осетия - лидер проекта УЭК на Северном Кавказе

UEC
мобильная версия

О развитии и перспективах проекта внедрения универсальной электронной карты в интервью CNews рассказал Месроп Юсуфьянц, начальник отдела УЭК Центра информационных технологий Республики Северная Осетия – Алания.

CNews: Как развивается проект УЭК в вашем регионе?

Месроп Юсуфьянц: Основным итогом, назовем его пока промежуточным, на сегодняшний день можно считать тот факт, что нам удалось интегрировать УЭК в большое количество сфер деятельности граждан нашей республики.

С одной стороны, много сделано для расширения спектра возможностей применения УЭК. Гражданам республики доступно более 30 услуг в электронном виде на республиканском сегменте портала госуслуг, которые они могут получить при помощи УЭК как через терминальную сеть, к расширению которой мы также причастны, так и посредством персональных компьютеров.

В сфере образования на базе инфраструктуры УЭК мы внедряем электронные проходные, автоматизацию питания и получения книг в библиотеках школ и вузов.

Все больше граждан выбирают УЭК в качестве единого документа, позволяющего получать услуги в сфере здравоохранения и пенсионного обслуживания.

Мы активно внедряем дисконтные программы, в которых уже сегодня принимают участие сетевые рестораны и кафе города Владикавказа, крупнейший супермаркет электроники и крупнейший оздоровительный комплекс республики, где пользователи УЭК получают существенные скидки.

С другой стороны, постоянно ведется работа по повышению информированности граждан о возможностях и удобствах УЭК, облегчению процесса ее получения. Недавно запущен региональный информационно-справочный интернет-портал, пользователям смартфонов доступно мобильное приложение, помогающее, например, проложить удобный для гражданина маршрут от места его позиционирования до терминала или пункта приема заявлений. Сеть пунктов приема также постоянно расширяется, в нее уже вовлечены учреждения, наиболее часто посещаемые гражданами, такие как страховые медицинские организации, многофункциональные центры, филиалы банков-участников проекта. Для граждан с ограниченными физическими возможностями и ветеранов ВОВ действует мобильный пункт приема заявлений.

Благодаря такой активной работе наш регион лидирует по внедрению УЭК среди всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа и занимает 8 позицию среди всех регионов РФ согласно рейтингу субъектов, составляемому федеральной уполномоченной организацией «УЭК».

CNews: В какими сложностями пришлось столкнутьс в ходе реализации проекта?

Месроп Юсуфьянц: Как любое новое начинание, внедрение УЭК, безусловно, не проходило гладко. Особенно на ранней стадии развития проекта, когда наблюдалась явная нехватка информации о конкретных преимуществах ее использования. Внедрять новое, меняя при этом устоявшиеся привычки, было непросто.

 Месроп Юсуфьянц, начальник отдела УЭК Центра информационных технологий Республики Северная Осетия – Алания
Месроп Юсуфьянц, начальник отдела УЭК Центра информационных технологий Республики Северная Осетия – Алания

Осложнялась ситуация еще и тем, что возможности УЭК даже на федеральном уровне были далеко не так очевидны и, что немаловажно, не так репрезентативны, как сегодня. Очень больших усилий стоило заставить поверить потенциальных пользователей в то, что наступит время, когда они смогут в полной мере воспользоваться теми удобствами и преимуществами, которые несет в себе УЭК. Однако, с развитием инфраструктуры, с формированием условий, в которых использование УЭК облегчает процессы, ранее казавшиеся сложными, нам удалось постепенно преодолеть эти сложности начального периода.

CNews: Сколько УЭК уже выдано? Сколько вы планируете выдать в 2015 г.?

Месроп Юсуфьянц: На сегодняшний день на территории РСО-Алания выдано 1500 карт. В 2015 г. мы планируем выдать еще порядка 3000 карт. Прирост ожидаем за счет организованного вовлечения в число пользователей таких групп населения как студенты, льготники и других, непосредственно связанных с реализацией запланированных на следующий год проектов в рамках внедрения УЭК.

CNews: Планируете ли вы создание ЕЦПиБ в вашем регионе?

Месроп Юсуфьянц: Поскольку наши успехи, связанные в первую очередь с инфраструктурной составляющей развития проекта, не могли остаться незамеченными со стороны федерального центра, лестное предложение о рассмотрении возможности создания ЕЦПиБ на территории нашей республики не заставило себя долго ждать. Поскольку такой масштабный проект требует привлечения большого количества административных органов и принятия достаточно непростых организационных решений, концепция проекта создания ЕЦПиБ, разработанная исходя из реалий и состояния вовлекаемых отраслей, в настоящее время проходит детальный анализ со стороны заинтересованных структур.

CNews: Реализовано ли транспортное приложение УЭК?

Месроп Юсуфьянц: В 2013 г. нами было разработано и апробировано в пилотной среде собственное транспортное решение. В настоящее время ведутся работы по его адаптации к существующей транспортной инфраструктуре с целью дальнейшего перехода к промышленному использованию в рамках транспортной системы города Владикавказа.

Решение позволит заменить бумажные льготные проездные билеты на электронные, записываемые на УЭК. Это позволит мониторить ситуацию в общественном транспорте, получать статистику передвижения льготной категории граждан по тому или иному маршруту муниципальной транспортной системы, что в свою очередь поможет распределять единицы транспорта таким образом, чтобы создать комфортные условия передвижения граждан. Также решение будет способствовать повышению прозрачности процесса возмещения из регионального бюджета денежных средств транспортным компаниям.

CNews: Какую инфраструктуру вам пришлось создать для реализации проекта?

Месроп Юсуфьянц: Под инфраструктурой проекта УЭК мы понимаем не только совокупность информационных систем, технических и программных средств и решений, обеспечивающих возможность широкого использования УЭК (терминальная сеть), дистанционного получения государственных услуг при помощи УЭК (а их в республике более 30), использования УЭК в коммерческой (дисконтные программы), образовательной (кампусные решения) и транспортной среде, но и комплекс взаимосвязанных организационных и обслуживающих структур, обеспечивающих основу функционирования системы в целом.

Это и уполномоченный орган госвласти в лице республиканского Комитета по информационным технологиям и массовым коммуникациям, и уполномоченная организация в лице Центра информационных технологий, и банки-участники проекта, а также иные организационные структуры, на базе которых развернута сеть пунктов приема заявлений. Это постоянно растущий комплекс, расширяющийся как за счет технических усовершенствований, так и за счет вовлечения в проект новых институциональных участников.

CNews: Неоднократно говорилось о том, что инфраструктура УЭК будет использоваться в дальнейшем для внедрения электронных паспортов. Насколько серьезно ее придется дорабатывать?

Месроп Юсуфьянц: Процесс перехода к выдаче гражданам России электронных паспортов потребует не только значительных организационных и нормативных изменений и реформ, но и очень серьезных инфраструктурных доработок. В этой связи, создавая в республике инфраструктуру УЭК, мы руководствуемся необходимостью обеспечения возможности ее адаптации к требованиям, которые будут предъявляться к инфраструктуре внедрения и использования электронных паспортов. Стараемся заглянуть немного вперед, спрогнозировать, как будет развиваться реализация процесса внедрения электронного паспорта, чтобы упростить и облегчить переход к нему в будущем. Здесь мы исходим в первую очередь из необходимости обеспечения максимальной интеграции инфраструктуры УЭК в комплекс структур и объектов, которые будут обеспечивать выдачу и использование электронного паспорта, с целью минимизации расходования бюджетных средств, что является одной из важнейших задач в сложившихся на сегодняшний день трудных условиях.

CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию проекта УЭК?

Месроп Юсуфьянц: На ближайший год основными задачами по развитию проекта является переход к промышленному использованию нашего транспортного решения, о котором уже говорилось выше.

Кроме того, в планах вовлечение в инфраструктуру УЭК информационной системы здравоохранения нашей республики для обеспечения возможности пользователям УЭК дистанционно записываться на прием к врачу, вести истории болезни, записывать рецепты непосредственно на УЭК. Это потребует серьезных системных доработок, но при этом будет иметь очень значительный социальный эффект.

Мы планируем продолжать вовлекать в орбиту проекта образовательные учреждения, внедряя на их базе комплексные кампусные решения. Также планируется развивать дисконтную программу на УЭК за счет расширения спектра коммерческих направлений с тем, чтобы сделать УЭК единой дисконтной картой республики.

Помимо перечисленных краткосрочных, мы, безусловно, формируем планы и на более дальнюю перспективу, предполагающие расширение инфраструктурных возможностей проекта и масштабов эмиссии УЭК, внедрение комплексных решений по развитию инфраструктуры использования и приема УЭК, позволяющих интегрировать и масштабировать технические возможности проекта до масштабов охвата всей территории России.