Статья

Технологии УЭК на транспорте могут стать федеральным стандартом

UEC
мобильная версия

ФУО «Универсальная электронная карта» сегодня предлагает регионам целый ряд технологических решений как в сфере организации безналичной оплаты проезда на транспорте, так в области учета платежей за ЖКХ. По мнению Алексея Попова, они могут стать федеральным стандартом предоставления подобных услуг.

В начале 2015 г. решением правительства РФ выпуск универсальных электронных карт по заявлениям граждан был продлен по 31 декабря 2016 г. Согласно комментариям законодателей, смещение сроков обусловлено необходимостью синхронизации обязательного выпуска УЭК и начала реализации проекта по внедрению электронного паспорта.

«В настоящее время все ждут законодательного акта, окончательно определяющего, когда начнется выпуск электронного паспорта. От этого зависит и то, как будет развиваться универсальная электронная карта, которая изначально позиционировалась как его предтеча, - прокомментировал ситуацию в интервью CNews Алексей Попов, президент ФУО «УЭК». – Кроме того, мы активно работаем над созданием региональных систем в сфере ЖКХ, транспорта и организации приема в них различных карточных продуктов».

Сегодня система оплаты проезда с использованием УЭК успешно внедрена в 19 российских регионах: г. Санкт-Петербурге, г. Москве, Чувашской Республике, Республике Башкортостан, Красноярском крае, Краснодарском крае, Республике Саха-Якутия, Удмуртской Республике, Республике Татарстан, Республике Коми, Омской, Тюменской, Свердловской, Пензенской, Самарской, Ленинградской, Астраханской, Тульской, Иркутской и Орловской областях. В Астраханской, Тульской, Иркутской и Орловской областях система внедрена при финансовом и организационном участии «УЭК», говорит директор управления региональных технологий «УЭК» Евгений Симановский.

В рамках проектов по созданию системы «Единая транспортная карта» все транспортные средства оснащаются специальными считывателями, к которым можно прикладывать разные карты - банковские, транспортные, универсальные электронные. На карте содержится электронный кошелек с билетом, а также информация о том, льготник человек или нет.

«Человек при входе в автобус прикладывает к считывателю эту карту, с нее списываются деньги, а сама поездка учитывается. Таким образом, водитель и кондуктор избавляются от необходимости принимать наличные, транспортная компания получает положенные ей деньги, а региональные власти – информацию о том, проезд какого числа льготников они должны компенсировать, – рассказывает Алексей Попов. – Очень важно, что мы, как и в ЖКХ, расщепляем денежный поток от процесса оказания услуги».

Региональный опыт

Региональное транспортное приложение появилось на универсальных электронных картах (УЭК) жителей Республики Чувашия еще в апреле 2013 г. По итогам 2014 г. в регионе с помощью УЭК было оплачено более 42 тыс. поездок на троллейбусах городов Чебоксары, Новочебоксарск. Стоимость проезда в общественном транспорте (троллейбусах, автобусах и маршрутных такси) при безналичном расчете дешевле на 1 руб., в пригородном транспорте - на 30 коп. за каждый километр.

Уже в январе-апреле 2015 г. с помощью универсальной электронной карты жители Чувашии оплатили более 112 тыс. поездок на общественном транспорте. Больше всего оплат – 70% – было произведено в троллейбусах г.Чебоксары, в 17% случаев с помощью УЭК проезд был оплачен в пассажирском транспорте «Чувашавтотранс», троллейбусах г.Новочебоксарск (9 %) и маршрутных такси городов Чебоксары и Новочебоксарск (4 %) г.

Пополнить баланс транспортного приложения УЭК жители Чувашии могут в 17 терминалах, 55 банкоматах и 11 пунктах ручного пополнения. Льготные категории граждан также могут использовать УЭК для оплаты проезда. На карту записываются и студенческие проездные билеты.

В ноябре 2013 г. стартовал проект перехода к безналичной оплате проезда на транспорте в Тульской области. С января 2015 г. транспортные карты и УЭК стали основным средством оплаты проезда для льготников. «Безналичная оплата проезда с помощью УЭК в Туле позволяет экономить 25% стоимости билета, - рассказал в интервью CNews Артур Контрабаев, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области. – Действует дифференцированный тариф: поездка за наличный расчет стоит 20 руб., с картой – 15 руб».

Уже в январе 2015 г. в Туле по УЭК было совершено порядка 500 тыс. поездок на общественном транспорте. В феврале с помощью системы безналичного расчета «УЭК» было оплачено более 2 млн поездок. Системой пользуется порядка 55 000 жителей региона. Она действует на всех маршрутах в г. Туле и в пригороде. В скором времени безналичная оплата будет доступна и в городском транспорте муниципальных образований области.

Пилотный проект внедрения электронных проездных в г. Орел стартовал 1 июля 2014 г. Их использование позволило следить за количеством поездок и расходами перевозчиков, исключить подделку проездных билетов и изучить пассажиропоток. Выяснилось, что более 60% льготников из всего социального транспорта выбирали именно троллейбус и трамвай. Было принято решение распространить электронные проездные на все категории пассажиров во всех видах городского транспорта, а также на пригородных маршрутах города, а впоследствии продолжить внедрение новой системы во всех городских округах Орловской области.

Система «Транспортная карта» работает в Иркутской области с 2013 г. в г.Ангарске на всем городском и пригородном транспорте. С марта 2015 г. она внедрена в Шелехове на ряде городских и междугородних маршрутов. С февраля 2015 г. в Усолье-Сибирском заработала система безналичной оплаты транспорта для льготных категорий граждан. С июля 2015 г. она появится в трамваях, троллейбусах и муниципальных автобусах, на нескольких маршрутах коммерческих перевозчиков г.Иркутска, а до конца 2015 г. – в Зиме (автобусы), Усть-Илимске (трамваи, автобусы), Братске (троллейбусы, автобусы).

Создание системы «Электронный проездной» в Калужской области началось с Обнинска. Муниципальный перевозчик был оснащен 40 валидаторами кондуктора, все льготники Обнинска получили персональные транспортные карты. К июлю 2015 г. планируется оснастить валидаторами до 400 транспортных средств частных перевозчиков города. В дальнейшем правительство Калужской области намерено приступить к созданию электронного единого социального проездного билета региона.

Соглашение о переходе к безналичной оплате проезда с помощью УЭК было достигнуто руководством Астраханской области и ФУО «УЭК» в конце 2013 г. По словам Константина Маркелова, вице-губернатора Астраханской области, прозрачность денежных потоков — вот основной плюс УЭК как для транспортных компаний, так и для регионального правительства. Первые не будут терять ту часть денег, которую нерадивые водители и кондукторы нередко «прикарманивают», а второе получит полный контроль над расходованием средств, перечисленных льготникам. Сегодня на основании транспортного приложения УЭК можно воспользоваться общественным транспортом в Астрахани. Также с 1 июля 2015 г. картой могут оплатить проезд льготники-дачники на автомобильном, речном и железнодорожном транспорте.

Безусловный лидер – Подмосковье

Но наиболее масштабный проект в сфере безналичной оплаты проезда был реализован ФУО «УЭК» в Московской области. Инвестиционный договор о внедрении единой транспортной карты между Правительством Московской области, «УЭК» и «Мострансавто» был подписан 25 ноября 2014 г. С 25 ноября по 5 декабря 2014 г. было организовано голосование за дизайн и название карты.

Привлечение частного инвестора в подобный полномасштабный государственный проект в транспортной сфере - уникальный прецедент в России и Европе, поскольку традиционно такие проекты реализуются за счет бюджета. «Инвестиции компании покроют все расходы на создание и функционирование системы за 7 лет реализации проекта, после чего «УЭК» передаст все наработки по нему (включая права на использование торговой марки, патенты, программное обеспечение и другую интеллектуальную собственность) Правительству Московской области», - говорят в компании.

Тестирование решения производилось весной-летом 2014 г. в Одинцовском районе Московской области. В результате в городе была сформирована самая широкая и доступная сеть распространения и пополнения единых транспортных карт в России. В основу создания единой транспортной карты был положен принцип «чем больше ездишь, тем меньше платишь». При совершении регулярных поездок в течение 30 дней стоимость проезда снижается с 28 руб. до 18 руб. (первые 10 поездок - по 28 руб., следующие 10 поездок – по 26 руб. и так далее вплоть до 18 руб. за поездку).

С 1 февраля 2015 г. возможность использовать для проезда на автобусах «Мострансавто» единую транспортную карту «Стрелка» получили все жители Подмосковья. Одновременно была создана широкая сеть распространения «Стрелки» – это и кассы «Мострансавто», и кондуктор или водитель, и салоны «Евросеть». Была реализована возможность пополнить счет через интернет, используя бесплатное мобильное приложение, а также наличными в терминалах Сбербанка, с помощью электронного кошелька «Яндекс. Деньги», в салонах «Евросеть». В ходе дальнейшего развития проекта к уже имеющимся возможностям пополнения добавились интернет-банкинг «Сбербанк Онлайн», а затем и с помощью банковской карты любого банка на сайте www.strelkacard.ru.

В марте 2015 г. появилась возможность оплачивать единой транспортной картой Московской области «Стрелка» проезд на пригородных поездах Центральной и Московско-Тверской пригородных пассажирских компаний в Подмосковье, а с начала апреля 2015 г. ее начали принимать в 90 автобусах 7 коммерческих перевозчиков.

С 30 мая на подмосковных автобусных маршрутах по регулируемым тарифам стоимость билета за наличный расчет при покупке у кондуктора или водителя повысится до 40 руб. При этом держателей единой транспортной карты Московской области «Стрелка» повышение тарифов на проезд в общественном транспорте Подмосковья не коснется – по ней пассажир имеет возможность оплатить проезд на 12 руб. дешевле, чем если бы он покупал разовый билет.

По состоянию на 1 апреля 2015 г. владельцами «Стрелки» стали более 55 тыс. человек, которые совершили более 1 млн поездок. «Подобные проекты мы также реализуем в Тульской, Калужской, Иркутской и Орловской областях. Ведем переговоры еще с десятком субъектов, – говорит Алексей Попов. – Надеюсь, в скором времени жители этих регионов смогут ездить по одной и той же транспортной карте не только внутри своей области, но и за ее пределами. Это очень важно. Фактически сейчас нами реализуется федеральный стандарт».

Наталья Рудычева/CNews