Почти половина пакистанцев не в состоянии получить электронный паспорт

UEC
, Текст: Любовь Касьянова
В 2000 г. Исламская республика Пакистан стала одной из первых стран в мире, внедривших электронные биометрические паспорта. На исходе первой декады существования пакистанской идентификационной карты в стране наблюдается неутешительная статистика: почти половина населения Пакистана, в силу различных причин, не имеет возможности получить идентификационный документ, передает издание The Express Tribune.

Население Пакистана на сегодняшний день составляет более 190 млн. человек, однако лишь половина из них имеет юридически действительное гражданство - то есть, может предъявить идентификационный документ, позволяющий его подтвердить. В условиях бурного роста населения пакистанцы, лишенные идентификационного документа, «безмолвно выпадают из жизни», сообщает Tribune.

Электронный паспорт гражданина Пакистана, впервые внедренный в 2000 году, представляет собой машиночитаемую пластиковую карту (Computerized National Identity Card, СNIC). Помимо стандартных паспортных данных владельца, паспорт содержит в себе биометрические данные о человеке (фото, отпечаток пальца) и электронные средства идентификации и защиты (персональный идентификационный номер из 13 цифр и ряд дополнительных защитных механизмов, общим числом до 36).

Производством и выдачей электронных паспортов ведает Национальное управление регистрации и баз данных (National Database and Registration Authority, NADRA), которое также обслуживает национальную базу паспортных данных, являющуюся одним из крупнейших в мире хранилищ биометрической информации. Согласно официальной статистике NADRA, на 2013 г. в стране выдано более 96 млн. электронных идентификационных карт.

Без идентификационного документа житель Пакистана не имеет права поступать в школу или колледж, получать водительское удостоверение или визу, регистрировать транспортные средства, открывать счета в банках, платить налоги, подключать коммунальные услуги, обращаться в суд и голосовать. Сложности, преследующие при жизни, не заканчиваются и после смерти: наследство беспаспортного пакистанца также не имеет юридической защиты.

Огромную прослойку людей без паспорта в стране, одной из первых внедрившей машиночитаемые паспорта, составляют две категории жителей. Первая из них включает в себя жителей отдаленных и труднодоступных регионов, а также людей из социальных групп с низким доходом. Эти люди зачастую не оформляют паспорта добровольно - из-за неграмотности, финансовых трудностей (оформление смарт-карты является платной услугой и в настоящий момент стоит около 200 пакистанских рупий) или же просто потому, что не знают о такой необходимости.

Вторая, гораздо более многочисленная группа беспаспортных жителей не имеет юридической возможности оформить паспорт, так как не в состоянии представить необходимые документы: свидетельство о рождении и паспорта родителей. Эта группа состоит в первую очередь из детей и внуков иммигрантов - бенгальских, бихарских, афганских - а также детей-сирот и детей с неустановленным отцовством.

При оформлении первого паспорта (а до него - свидетельства о рождении, в котором человеку присваивается персональный идентификационный номер) NADRA требует представить копии паспортов обоих родителей - матери и отца. Таким образом, дети одиноких матерей, если отец неизвестен или не признает ребенка, оказываются выключены из правового поля с рождения, и не восстанавливаются в праве на идентификацию личности даже по достижении совершеннолетия.

Эта правовая норма, во многом продиктованная исламской моралью, относительно мирно сосуществует с недавним постановлением Верховного суда Пакистана, согласно которому в стране разрешена паспортная регистрация трансгендерных людей в качестве «третьего пола». С апреля 2011 года трансгендерные пакистанцы, которые в традиционной пакистанской культуре представляют собой отдельную касту («хиджра»), при заполнении паспортной анкеты официально имеют право указать «трансгендер» в графе «пол».

С тех пор многие дети с неустановленным родительством также пытаются искать справедливости через суд. Помощь сиротам и детям матерей-одиночек оказывают местные правозащитные организации, такие как Edhi Foundation, которая два года назад обратилась в Верховный суд с открытым письмом, призвав обратить внимание на то, что NADRA отказывает в регистрации детям с неустановленным родительством.

«Лишая этих детей базовых прав, таких как право на идентификацию личности, вы выталкиваете их на задворки общества, - заявила Тахера Хасан (Tahera Hassan), юрист из Карачи, составлявшая обращение Edhi Foundation. - Пришло время обратить на это внимание и предложить соответствующие изменения в законе».

В письме Верховному суду Хассан предложила властям обратить внимание на опыт других мусульманских стран, таких как Марокко. Марокканским детям, чье отцовство не установлено, при регистрации паспорта присваивается происхождение от вымышленного отца, напомнила судьям юрист. В ответ Верховный суд сообщил, что обратился в Совет по исламской идеологии за соответствующими разъяснениями, однако конкретные меры не приняты до сих пор.

В 2011 году президент Исламской республики Пакистан Асиф Али Зардари (Asif Ali Zardari) добровольно предложил NADRA регистрировать всех детей с неустановленным отцовством на его имя. Однако, после консультации с духовно-философскими школами различных исламских стран и выдающимися пакистанскими религиозными мыслителями, правительство приняло решение рассматривать каждый случай индивидуально.

В настоящий момент NADRA выработала регламент по оформлению свидетельств о рождении и присвоении идентификационных номеров для сирот. До достижения совершеннолетия официальным опекуном ребенка, лишившегося обоих родителей, признается воспитательное учреждение, в которое он помещен. Решение о том, каким образом будут регистрироваться электронные паспорта сирот и гораздо более многочисленных детей матерей-одиночек, будет принимать суд.

«Наши суды перегружены делами самого различного характера, - замечает Хассан. - Проблемам, подобным этой, крайне сложно будет стать приоритетными и получить рассмотрение».